Актуальные вопросы начального общего образования

Лысенко Т.Ф. Формирование познавательной активности младшего школьника в контексте создания ситуации успеха на уроке

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах, являющихся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Для того чтобы осмыслить категорию познавательной деятельности, нужно знать её конкретную структуру. В структуру учения входят те же компоненты, что и в любой деятельности: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка.
Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не «вне», а в самом процессе обучения. Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Для каждого обучающегося необходимо организовать «ситуацию успеха».
Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду.
Создание ситуации успеха приводит к сотрудничеству учителя и ученика. В условиях сотрудничества можно выделить три ведущих действия учащихся:
v ребенок осуществляет поиск недостающих ему знаний;
v познавательная инициатива ребенка;
v в процессе обучения ребенок активен, понимает, что ему еще надо узнать. [5,42]
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.[1,28]
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.[1,30]
Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Учителю же необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.
Как же создать ситуацию успеха на уроке? Обязательным условием должно быть создание атмосферы доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.
С помощью «Экрана настроения» в классе наблюдаю за эмоциональным состоянием детей. В конце учебного дня ребята раскрашивают на листочке кружок цветом, соответствующим их настроению.
Красный цвет – восторженное настроение.
Оранжевый – радостное.
Жёлтый – приятное.
Зелёный – спокойное.
Синий – неудовлетворённость, грусть.
Фиолетовый – тревожное, напряжённое.
Чёрный – крайне неудовлетворительное настроение (упадок, уныние).
Данные переношу в таблицу. Это цветоматрица коллектива. Стараюсь выявить факторы, воздействующие на настроение учащихся. Часто приходится объяснять ребятам, как надо помочь человеку, как к нему относиться, как быть доброжелательным, терпеливым, каким образом можно увидеть добрые черты характера.
Многоэтапность и высокий темп уроков даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности. Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии:
v игровая;
v элементы исследовательско - проектной;
v информационно - коммуникационная;
v личностно - ориентированный подход.
Использую технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности. Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала систему Г.С. Коротаевой, которая предусматривает работу в системе. [2,22]
Все ситуации успеха направляю на получение максимально высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.
v «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»)
v «Упреждающий контроль» Заранее предупреждаю о предстоящей проверке знаний, советую, как подготовиться.
v «Содержательное оценивание».
v «Я в тебя верю». (Оптимистическая гипотеза)
v «Скорая помощь». Разумная помощь при выполнении задания «слабыми» учениками.
v «Отсроченная отметка». Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.
v «Похвала». Хвалю исполнителя, критикую исполнение.
v «Престижная отметка». Иногда ставлю только ту отметку, которую желал получить ученик. (Например, при проверке знания таблицы сложения, умножения)
v Обращаюсь к ребёнку только по имени.
v Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалю детей за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других – за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.
v Поощряю стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах. Прошу оценить урок, рассказать, какие задания больше всего понравились, какие нет, почему; у кого какие возникли проблемы; что дети хотят посоветовать мне.
v При оценке работы ребёнка особое значение придаю стараниям, упорству, труду, которые были потрачены на выполнение задания независимо от того, справился ребенок с ним или нет, достигнутому успеху, отношению к учению; личным позициям, точкам зрения, возможностям достичь большего успеха.
v Поощряю в каждом ребёнке смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, готовность защищать свою точку зрения, обдумывание, постановку сложных вопросов, пытливость, любознательность, самоконтроль, стремление находить и исправлять свои ошибки.
v Стараюсь придать общественную значимость успехам ребёнка:
- говорю об этом детям как о радостном для всех событии;
-при всех поздравляю ребёнка с успехом, жму ему руку в знак уважения;
-сообщаю родителям, как и в чём ребёнок порадовал нас всех, какую трудность он преодолел, какой добрый и честный поступок он совершил.
v Использую методику недописанного тезиса: «Мне на уроке хорошо, когда …», «Мне на уроке плохо, когда …». [2,24]
Раскрою содержание нескольких приемов для создания ситуации успеха, которые мне очень нравятся, и их я часто использую на уроках.
Прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел» Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. [1,84]
Прием «Следуй за нами» Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. [1,79]
Прием «Холодный душ» На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность. Может быть, полезен для таких учеников прием «Холодный душ»? [3, 52]
Прием «Эмоциональное поглаживание» [4, 46] Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!»
Кроме того, в работе над развитием детей большое значение имеет портфолио и исследовательская деятельность. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду истинных индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Он направлен на сотрудничество учителя, учащихся и родителей с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. И, как результат, способствует повышению качества образования в целом.
Исследовательская деятельность – это познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, мотива достижения успеха, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся мотивации достижения успеха.
Таким образом, познавательная деятельность доступна для анализа: в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. И это позволяет ему повысить эффективность своей работы. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Успешность ученика в учебе – его завтрашний успех в жизни!
Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог может раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых во внутреннем мире подрастающего человека.

Помогайте детям испытать радость от достигнутого!

Ведь радость - это источник движения вперед!

Литература:

1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?/ А.С. Белкин. - М.: Просвещение,1991.- 169с.
2. Коротаева Г.С., Иофина И.В. Коротаева Е.В., Ситуация успеха как средство развития познавательной активности младших школьников./ Г.С.Коротаева, И.В. Иофина, Е.В. Коротаева. -: Екатеринбург, 1992. – 29 с.
3. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Педагогические приемы создания ситуации успеха./ Н. Михайлова, Т. Сафонова, Е. Тюпкина,
Е. Немолот.// Школьный психолог, 2006. № 15. С. 52.
4. Панова Е. И. Взаимоотношения «учитель – ученик». / Е. И. Панова.// Педагогика, 1998. № 6. С. 46.
5. Хохлов С. Как удержать внимание детей. / С. Хохлов.// Воспитание школьников, 1997. № 2. С. 42-43.
2019