НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шумунова Л.А., Чепурных М.А. Влияние изобразительного искусства на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Шумунова Л.А., Чепурных М.А. Влияние изобразительного искусства на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

На современном этапе модернизации дошкольного образования пересматриваются вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Результаты исследования российских учёных, практиков (П.В. Алешина, II.Ф. Виноградова. Л Н. Воронецкая, Л.Д. Жариков, С.А. Козлова, Л.Е. Никонова, JI.B. Любимова) указывают на актуальность и необходимость совершенствования работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования. Для процесса патриотического воспитания важно найти эффективные средства патриотического воспитания, способные гармонично и целостно воздействовать на личность ребенка дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст - это период преимущественного формирования нравственно облика будущего гражданина, воспитания его гуманных чувств. Однако процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определенных обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская. 3.Г. Нечаева. Т.А. Маркова) гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.

Изобразительное искусство имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста, так как отличительной особенностью изобразительного искусства является эмоциональная окрашенность и образное восприятие (Д.Б. Богоявленская, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалев, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, П.М.).

На особую роль искусства в развитии человека указывают Н.Е. Андрюшина, В.В. Гриник, А.А. Григорьев. В.Д. Диденко, А.Б. Ладышна, Н.Н. Лейзеров. Н.И. Киященко, Ю.У. Фохт-Бабушкип, Р.M. Чумичева. Отмечается значимость искусства в приобщении детей к социальной культуре, к художественной деятельности, в развитии способности воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве.

Исследователь Козлова С.А. отмечает, что искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество, через которое ребенок выражает свое отношение к миру. При этом автор подчеркивает, что знакомство с художественными произведениями, рассказывающими об общественной жизни страны, только тогда достигает цели, когда оно находит продолжение в изобразительной и театральной деятельности детей.

В исследовании В.В. Канащенковой предлагается учитывать принцип учета регионального компонента в подборе художественных произведений искусства, знакомить детей с произведениями местных художников и поэтов, воспевающих красоту и колорит родного края. Важная роль изобразительного искусства в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста объясняется, прежде всего, следующими факторами:

•способностью произведений изобразительного искусства наглядно, в яркой, художественно-образцовой форме показывать самые различные явления, события окружающей действительности, все многообразие их взаимоотношении и взаимодействия, и тем самым формировать определенные знания, представления, оценки об этих явлениях, событиях, их взаимосвязях;

•способностью произведений изобразительного искусства благодаря художественно-образной норме передачи действительности глубоко волновать и впечатлять, вызывать их к сопереживанию, формировать эмоциональную отзывчивость, эстетические отношения к явлениям окружающего мира и на этой основе эффективно развивать патриотические чувства и формировать, убеждения.

С целью повышения уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного, на основе ознакомления с национальным изобразительным искусством, был разработан комплекс занятий и игр, включающий занятия-экскурсии с использованием картинам русских художников, игры-путешествия по родному городу. Разработанные занятия включают компоненты, рекомендованные программой дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по каждому из направлений: задачи социально-нравственного развития, такие как знакомство с достопримечательностями родного города, села, столицы страны; с городами страны; знакомство с людьми, прославившими нашу Родину: просветителями, национальными героями, деятелями искусства, так и задачи художественно-эстетического развития представление о жанрах живописи, видах скульптуры, обогащение представлений о средствах художественной выразительности, использованных для создания произведения, о характере образа, сюжетной линии. Особенностью данных занятий является взаимопроникновение двух направлений развития дошкольников, их сплочение. Подобранные нами произведения изобразительного искусства России носят патриотический характер, соответствуя цели и задачам данной работы, отражают быт, специфику и героизм русского народа, расширяют представления детей о родной природе и стране, знакомят с выдающимися мастерами России. Педагогами были написаны адаптированные рассказы о деятелях культуры и искусства, об их биографии и творчестве для детей 6-7 лет.

Разработанный комплекс занятий-экскурсий включает в себя знакомство с художниками и их живописными произведениями; с произведениями скульптуры и скульпторами, что позволяло лучше донести информацию до каждого ребенка и увидеть соответствующую отдачу. Подгрупповая форма организации образовательного процесса способствовала лучшему осмыслению детьми предположенного произведения искусства, скорейшему усвоению полученного материала, облегчала подачу материала педагогом, делала более доступным вхождение детей в сущность произведения изобразительного искусства. В процессе проведения игр-путешествий упор делался на самостоятельную активность детей и проявления их творчества. В процессе данных игр дети приглашались к совместному составлению и выбору маршрута-путешествия, приветствовалась инициатива детей. Здесь главной задачей являлось развитие эмоционального и деятельного компонентов, проявление эмоциональной отзывчивости и заинтересованности в процессе игровой деятельности. Приобретённые знания и умения дети закрепляли в повседневной жизни. Важный акцент делался на художественно-изобразительную деятельность, в которой ребёнок мот выразить своё отношение по данной теме.

Первым с детьми старшего дошкольного возраст было проведено вводное занятие по теме «Краски родной земли». Важной задачей являлось показать детям связь искусства и любви к Родине. На основе рассматривания картин пейзажа дети должны были подойти к выводу, что Россия как разноцветная радуга, которая пестрит яркими цветами, привлекает своей красотой, чистотой. На занятии использовался сюрпризный момент (появление «художника»). В ходе занятия художник вместе с детьми создали коллективный коллаж «Моя страна», показав, какими красками богата наша страна (белый – это наши люди, синий - это озёра и реки, красный - цвет гордости,). Дети вспомнили название наших больших рек, озер, закрепили питания заповедников и национальных парков. Также на занятии дети получили знании о таком жанре изобразительного искусства как живопись и познакомились с его видом – пейзаж и русскими художниками- пейзажистами. Поддержанию познавательного интереса детей способствовали прием «погружения» в картину, вопросы педагога, которые вводили их в диалогическое общение; прием музыкального сопровождения, создавал особую обстановку и настраивал детей на «погружение» в произведение искусства. В завершении занятия проводилась рефлексия, закреплялись полученных знаний в изобразительно-художественном деятельности.

Также проводилось обзорное занятие по теме «Они сражались за родину». В процессе каждого занятия использовалось от одной до двух репродукций картин, что не допускало умственной перегрузки детей старшего дошкольного возраста и лучшее запоминание предложенных произведений. Педагог всегда рассказывал детям небольшой рассказ о жизни и творчестве мастера.

Особенностью игр-путешествий являлось наличие карт-маршрутов, которые создавались вместе с детьми, активизируя тем самым уже имеющиеся знания детей. Схема-карта маршрута может создаваться непосредственно на занятии, когда педагог схематически рисует маршрут или использует заготовки, а также большим интересом у детей пользовался способ, когда карту рисовали вес дети вместе на большом листе бумаги в свободное от занятий время, а затем уже использовали ее в игре. В них играх педагоги использовали не только образцы скульптурных композиций, статуи, но и архитектурные объекты, это создавало полноту представлений у детей о том или ином городе. Одной из главных составляющих этих игр является использование мультимедийной установки, с помощью ее показывали памятники скульптуры и архитектуры, которые непосредственно дети увидеть не могут. В процессе данных игр дети непосредственно перемещаются по группе на импровизированном «поезде» или «метро», что вызывало большое желание у детой и интерес к игре. Также, в процессе работы были использованы дидактические игры, направленные на закрепление материала («Назови картину по стихотворению», «Чей портрет?». «Сложи из паззлов города», «Расскажи мальчику из другой страны о своём городе», «Узнай и назови знаменитые места города», «Что за место, в каком городе оно находится?»), сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод».

Важнейшим условием для патриотического воспитания детей дошкольного возраста является соответствующая позиция педагогов, их осведомленность по данному вопросу, готовность осуществлять патриотическое воспитание воспитанников Решение задачи повышения компетентности педагогов в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста и углубление представлений о возможностях изобразительного искусства предполагало оказание научно-методической помощи педагогам, разработку рекомендаций по использованию произведений национального изобразительного искусства. Подготовка педагогов главным образом осуществлялась на семинаре «Национальное изобразительное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Особое внимание уделялось углублению знаний педагогов в области национального изобразительного искусства, его жанров и видов, изобразительно-выразительный средств и возможностях воспитательного потенциала искусства. Педагогам были представлены произведения живописи, скульптуры и графики, которые являются доступными для детей старшего дошкольного возраста и несут и себе яркий национальный характер, могут быть использованы в работе по патриотическому воспитанию.

Таким образом, как показала экспериментальная работа, значительное место в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста должны занимать произведения национального изобразительного искусства.

Список литературы:

1. Козлова, С.А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1980.

2. Канащенкова, В.В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 2 (5) 2011. - С. 104-107.
2023