Актуальные вопросы дошкольного образования

Браусова М.В., Незговорова М.С. Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Понтонный букварь. Островок земли»

Библиографическое описание:
Браусова М.В., Незговорова М.С. Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Понтонный букварь. Островок земли» // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно – творческий, групповой.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Вид проекта: долгосрочный (2-3 года).

Цель проекта: осуществление комплексного подхода к формированию духовно-нравственных чувств у воспитанников, приобщение к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к своей малой Родине.

Задачи для воспитателей: работая по проекту, сближаться с детьми, повышать педагогическую культуру, профессиональные возможности, расширять кругозор.

Задачи для детей:

- пополнить представления детей о поселке, в котором мы живем;

- формировать умение передавать свои впечатления о своей малой Родине;

- побудить в детях чувство любви к своему поселку.

Задачи для родителей: повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Краткая аннотация проекта: Мероприятия проводятся в НОД, в совместной деятельности педагога и детей, в ходе индивидуальной работы: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Актуальность. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на общегосударственном уровне – одна из важнейших направлений в образовании. Оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к малой Родине.

В настоящее время ребенку в недостаточной степени прививается любовь и уважение к Родине. Компьютер, телевидение, интернет оказывают сильное воздействие на подрастающее поколение. Вместе с тем, сегодня родители мало уделяют внимания этой проблеме. Родители располагают недостаточной информацией, знаниями о родном крае, чтобы воспитывать в детях духовно-нравственные чувства.

Предполагаемый результат: У воспитанников сформированы знания о своей малой Родине; сформировано представление о культурном и историческом развитии поселка; сформировано представление о необходимости заботы о малой Родине, бережного отношения к культурным и историческим ценностям; сформировано чувство нравственности и патриотизма, гордости за свой поселок, город, страну; сформировано понятие о Великой Отечественной войне, блокаде, победе.

Этапы работы над проектом:

I. Поисковый этап

· Определение темы проекта, постановка цели и задач;

· Изучение литературы по проектной деятельности;

· Подготовка методической литературы;

· Мониторинг воспитанников и родителей.

II. Аналитический этап

· Введение в проблему: Модель трех вопросов (Что мы знаем о своем посёлке? Что хотим узнать? Как узнать?);

· Подбор демонстрационного материала и наглядно-дидактических пособий;

· Составления ООД;

· Создание презентаций.

III. Практический этап

Комплексно тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка в разных образовательных областях для реализации поставленных задач.

Сотрудничество с родителями: Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей в духовно-нравственном направлении. Участие в творческих выставках, оформлении альбомов и демонстрационного материала по ознакомлению со своей малой Родиной, повышение компетентности в этом направлении.

Продукты проекта:

ü Лэпбуки: «Наш любимый детский сад», «Дикие животные наших лесов», «Моя семья», «Профессии», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», «Масленица», «Моя малая родина»;

ü Фотоальбом «Прогулки по поселку», «Прошлое и настоящее поселка Понтонный»;

ü Альбом «Профессии моей семьи»;

ü Картотека старинных подвижных игр;

ü Видеофильм «Понтонный букварь»;

ü Стенгазета «Александр Невский»;

ü Макет «Невская битва»;

ü Игровой материал – дидактические и настольные игры о поселке;

ü Стенд «Лесенка успеха»;

ü Книга «Понтонный букварь. Островок земли».

1. Этап подготовительный

Мониторинг знаний воспитанников. Цель: Выявление сформированности представлений воспитанников по теме проекта. Вопросы воспитанникам:

1. Что мы называем нашей Родиной?

2. Что мы называем малой родиной?

3. что ты знаешь о событиях нашего края?

4. Что изображено на гербе Понтонного?

5. назови название реки, на берегу которой располагается поселок?

6. Кто такой А. Невский?

7. Где произошла битва?

8. Какие заводы работают в поселке?

9. Какие достопримечательности ты знаешь в понтонном?

10. Что ты знаешь о природе нашего края?

Анкетирование родителей. Цель: Выявление мнения родителей о нравственно-патриотическом воспитании детей.

В анкетировании родителей приняло участие 17 человек

1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах нравственно-патриотического воспитания?

2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»?

3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?

4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе, стране?

6. Рассказываете ли вы своему ребёнку о поселке, Санкт-Петербурге, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

7. В каких местах поселка и Санкт - Петербурга вы любите бывать со своим ребёнком?

8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу, стране?

9. Какой помощи в этом направлении ждёте от детского сада?

Заключение

В рамках работы над проектом мы стараемся сформировать представления воспитанников о своей малой Родине. Это целенаправленная педагогическая работа велась через знакомство с историей, достопримечательностями, социокультурными объектами, культурой и традициями своего края. Создана система работы по ознакомлению детей со своим поселком.

В процессе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС:

- познавательное развитие осуществлялось в результате формирования целостной картины мира;

- социально-коммуникативное развитие осуществлялось в процессе построения диалогов с педагогом и между детьми;

- физическое развитие осуществлялось в процессе двигательных, динамических упражнений с использованием здоровье сберегающих технологий.

Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:

- изготовлены дидактические игры, подвижные, словесные, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка;

- подобрана художественная литература по духовно – нравственному воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).

- собраны альбомы с фотографиями «Прошлое и настоящее моего поселка», «Моя семья», «Профессии моей семьи», «Знакомые места», «Достопримечательности поселка Понтонный» и так далее.

Параллельно с познавательной работой велась и работа по физическому развитию детей. Нами сформирована картотека старинных подвижных игр.

Дети знакомятся с играми наших предков, тем самым приобщаются к культурному наследию прошлого.

Одним из продуктов проекта стал видеофильм «Понтонный букварь». Мы с ребятами разучивали стихотворения о достопримечательностях малой Родины в алфавитном порядке. Кроме видеоролика нами изготовлена книга с одноименным названием, работу над которым планируем продолжить и в дальнейшем. Работа в духовном-нравственном направлении по ознакомлению и изучению своей малой Родины оказалась очень увлекательной и невероятно полезной для всех участников проекта!

Этот проект в педагогическом смысле новаторский для нас, педагогов. Планируем и в дальнейшем вместе с воспитанниками и их родителями, продолжить работу над «Понтонным букварем», пополняя новыми интересными материалами, раскрывая новые удивительные странички истории и настоящего нашего поселка. Поскольку формирование духовно-нравственных ценностей, любви к малой Родине у дошкольников в настоящее время, одна из самых актуальных и важных задач.

Литература

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф., «Мир, в котором я живу». Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Панфилова Л.Г «Путешествие в далекое прошлое нашего края», СПб: «Диамант», 1998.

Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Лободина Н.В. «Комплексные занятия по программе от рождения до школы» - М.: «Учитель», 2003.

Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду», М.: «Мозаика-синтез», 2006.

Данилина Н.Г. «Дошкольнику – об истории и культуре России» - М.: «АРКТИ», 2003.

Л.К. Ермолаева «Страницы жизни края», ООО «Триада», 1997.

А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», М.: «Детство-пресс», 2013.

Д.И Латышина «Живая Русь», М.: «Интерпракс», 1994.

О.В. Дыбина «Что было до…», Игры-путешествия в прошлое предметов. М.: ТЦ «Сфера», 2004.

А.Л. Князева «Приобщение к истоках русской народной культуры», М.: «Детство-пресс», 2013.
2024-03-06 08:39 2024