Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Логинова Д. С. Анализ теоретической разработанности проблемы формирования у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости естествоведческих представлений

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Формирование и развитие представлений об окружающем мире является одним из важных направлений обучения детей младшего школьного возраста. Представления детей о сезонных изменениях в природе, о живой и неживой природе, о связи человека с объектами и явлениями окружающего мира и его месте в природе, то есть естествоведческие представления, особенно значимы для коррекционно-развивающего процесса образования детей с умственной отсталостью.
В исследованиях таких отечественных психологов и дефектологов, как И.В. Белякова, В.В. Воронкова, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко,
М.М. Нудельман, Ж.И. Шиф и другие, отмечаются трудности в формировании у детей с нарушенным интеллектом представлений об окружающем мире. На ограниченность естествоведческих представлений детей рассматриваемой категории значительное влияние оказывают особенности познавательного развития, которое характеризуется сниженной способностью воспринимать и осмысливать полученную информацию, запоминать данные об окружающем мире и воспроизводить их в подходящих ситуациях. Кроме того, на трудности формирования представлений об окружающем мире влияет сниженная любознательность и активность детей с умственной отсталостью в познание объектов и явлений окружающей действительности. Исследователи отмечают, что дети с нарушением интеллектуального развития не способны к полноценному самостоятельному познанию окружающего мира, что определяет необходимость не только организации специальных коррекционно-развивающих условий, но и подбор методов и приёмов обучения, направленных на улучшение качества формирования представлений об объектах и явлениях окружающей действительности [1, с. 35,36].
В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью одной из образовательных потребностей выделено формирование и развитие у детей не только позитивного отношения к окружающему миру, но и формирование интереса, мотивации и познавательной активности в познании объектов и явлений окружающего природного мира и в социальном взаимодействии со средой с учетом возрастных и индивидуальных особенностей [5].
Одним из главных направлений коррекционно-образовательного процесса, выделенного и описанного в Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, является формирование у младших школьников социально-образовательных компетенций, способствующих успешной адаптации и интеграции детей в социум. Среди всех социально-образовательных компетенций выделяется естествоведческая компетенция [2, с.55].
В исследовании Т.В. Марковой и Т.В. Шевыревой, направленном на изучение компетентностного подхода в образовании учащихся с интеллектуальными нарушениями, естествоведческая компетентность определяется, как способность школьников с умственной отсталостью овладеть знаниями и умениями об окружающем мире и о взаимодействии человека с объектами и явлениями живой и неживой природы, а также жизненной компетенцией. Жизненная компетенция выражается в готовности детей применять полученные естествоведческие знания в организации повседневной безопасной жизни [3, с. 15, 6, с. 127].
Формированию жизненной компетенции в коррекционно-образовательном процессе уделяется особое внимание. Уровень сформированности жизненной компетенции школьников с умственной отсталостью в области познания окружающего мира и осмысленного понимания картины мира определяется по следующим показателям:
- правильное поведение в бытовых условиях, понимание опасности и безопасности совершения действий, как для себя, так и для окружающих людей;
- сохранение природной и предметной среды в окружающем мире;
- увеличение количества знакомых и освоенных мест вне границ дома и школы (парк, двор, лес, достопримечательности и др.);
- установление взаимосвязей порядка природного мира и порядка собственной жизни, умение вести себя согласно установленным взаимосвязям (после прогулки помыть грязные руки, грязную обувь, принять душ после жаркого дня и др.);
- сформированное умение делиться своими эмоциями, впечатлениями, умозаключениями, опытом с окружающими людьми с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации, а также умение принимать жизненный опыт других людей и включать его в свою жизнь;
- развитая детская активность, наблюдательность и любознательность по отношению к окружающему миру;
- включение ребенка в совместную со взрослыми или сверстниками исследовательскую деятельность [2, с. 58].
Формирование естествоведческих представлений у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся по первому варианту образования лиц с интеллектуальными нарушениями, включено в предметную область учебного плана «Мир природы и человека. Содержание данного курса включает в себя такие разделы как «Сезонные изменения в природе», «Неживая природа», «Живая природа (растения, животные, человек)» [4, с. 186].
Таким образом, полноценно сформированные представления об объектах и явлениях окружающего природного и социального мира, то есть естествоведческие представления, являются важнейшим условием успешной адаптации и социализации детей с нарушенным развитием интеллекта. Особое внимание в коррекционном процессе обучение обращается на развитие у детей с умственной отсталостью способности применять полученные знания об окружающем мире природы и социума в организации повседневной безопасной жизни с учетом конкретных природных условий.
Список литературы:
1. Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников /
И.В. Белякова, В.Г. Петрова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
2. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / Е.Л. Гончарова,
В.З. Кантор, О.А. Карабанова, И.А. Коробейников, О.И. Кукушкина,
О.С. Никольская / под общей ред. Н.Н. Малофеева. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. – 120 с.
3. Маркова, Т.В. Формирование естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Диссертация канд. пед. наук / Т.В. Маркова. – М., 2014.
4. Матвеева, Н.Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, И.А. Ярочкина. – М.: Просвещение, 2016. – 222 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2014. [Электронный ресурс] https://fgos.ru/ (дата обращения: 26.04.2020).
6. Шевырева, Т.В. Компетентностный подход в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Ю.А. Костенкова, Т.В. Маркова,
Т.В. Шевырева // Наука и школа. – 2014. – С. 125-128.

2021