Библиографическое описание:
Васильева В.Е., Шатовкина С.И., Костина Н.В. Семейный праздник «Моя малая родина» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, как части великой России.
Задачи:
Дать понятие «Малой Родины»;
Ознакомить детей с предметами старины, с народными традициями, обычаями и играми;
Развивать языковое чутьё через малые фольклорные формы и сказки;
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи и своей стране.
Подготовительная работа с детьми:
беседа с детьми о своём посёлке Никель;
разучивание песен, стихов, частушек, поговорок, пословиц;
чтение книг о Родине, родном крае;
экскурсия в библиотеку, краеведческий музей;
рассматривание иллюстраций с предметами старины;
разучивание хоровода.
с родителями:
анкетирование: " Родной свой край мы любим и знаем";
консультация: " С чего начинается Родина";
оформление выставки: " Украсим дом сами, своими руками";
разучивание стихов, песен.
Выставка для родителей " Украсим дом сами, своими руками"
Мы собрались сегодня на семейный праздник. Это праздник семьи. Это праздник каждой семьи и праздник нашей большой детсадовской семьи – нашей группы.
Самое главное у нас в нашей жизни – это наши дети. Мы хотим всё знать, всё уметь, чтобы нашим малышам было с нами интересно.
Все мы знаем, как сложна формула счастья взрослого человека, как много в ней неизвестных. Счастье же маленьких детей – это его семья, в которой он растёт, его родители. Каждая семья начинается с дома, в котором детям и взрослым тепло и уютно.
Отчего в доме бывает тепло и уютно?
Благодаря вам мы собрали выставку вещей, которые согреты душой и любовью, они делают ваш дом особым.
Посмотрите на это богатство и разнообразие. В каждую вещь вложены и труд, и умение, и любовь. Резьба по дереву, вышивание, кружевоплетение, изделия из солёного теста, вязание, аппликация. Много мягких игрушек, которые сотворили руки мам, бабушек для своих любимых детей, внуков.
Каждый помнит своё детство. И именно сегодня мы закладываем в детях эти воспоминания. И давайте постараемся сделать так, чтобы у наших детей было счастливое детство. Чтобы в памяти осталось любящая мама, заботливый папа.
Все вот эти вещи изготовлены своими руками. Тёплые, ласковые кофточки, в которые мамы и бабушки вложили не просто труд, но и свою любовь, свою душу. В этих вещах живёт память.
Вход детей (русская народная музыка).
Дети садятся за столы к родителям.
Ведущий: Если свернуть лист бумаги останется линия сгиба. Означает ли это, что обыкновенная бумага обладает памятью?
Память есть у камней, растений, животных. Человек обладает особенной памятью. Память – то, что связывает нас со своими корнями.
Давайте сегодня расскажем друг-другу откуда мы родом.
Вопросы мамам:
Где родились ваши дети?
А откуда родом вы, ваш муж?
Знаю, вы, приехали в Никель, откуда?
Ну что, дорогие мои, похоже, что все мы с вами никельчане, земляки, северяне.
Стихотворение о Севере читает мама.
Кольский край - дожди косые...
Анатолий Москвичов
Кольский край - дожди косые
Край любимый и родной.
Здесь начало всей России
Неразлучны мы с тобой.
Тут у Кольского залива,
Твои реки и леса,
Как природа здесь красива
Как чудна твоя краса.
Кольский край - любимый север,
Извини, что я на ты,
Начинается Россия
С твоей чудной красоты.
Ведущий:
Зачем столько лет я учила слова.
(выучила называется)
Вот под ногами растёт трава
(а как она называется)
Садится птичка
(не знаю какая)
На дерево
(тоже не знаю)
Знаю только, что птичка лесная,
А может быть полевая
Как я завидую тем, кто знает
Как называется дерево
Птица по виду я городская,
А родилась в деревне
Зачем падежи, склоненья зачем?
Слова (а корни забыла)
В детстве, я на другом языке,
Помнится говорила.
Вопросы гостям, мамам:
А вы помните что-нибудь о своих корнях?
Расскажите, где родились и жили ваши дедушка и бабушка?
Откуда родом ваш муж? А его родители?
Расскажите вы о своей Родине. Я думаю, у вас есть что сказать, где родились мама и папа.
Ведущий: Похоже, что в нашей семье все Русские, Российские корни. А что мы знаем о России, о старине русской? Приглашаем вас на посиделки.
Мама 1 (с прялкой):
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую я готовила для вас.
Мама 2 (с прялкой):
В низенькой светёлке
Огонёк горит
Молодая пряха
У окна сидит
Молода, красива,
Серые глаза
По плечам развита
Русская коса.
Ведущий: Вот смотрю я сейчас и вспоминаю жизнь своей бабушки. Тут и сердце радуется и слёзы наворачиваются. Ведь когда-то и они вот так собирались на посиделки. Рассказывала мне моя, бабуленька, так я её всегда называла, собирались они в большой избе, долгими, зимними вечерами. Там и пряли, шили, вышивали, частушки пели, вязали, да диковинные рассказывали сказки. Одним словом: «Дело давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Давно это было, но забывать мы об этом не должны, а то, что помним передавать своим детям.
Мама: Без корней и лебеда не растёт.
Ведущий: До сих пор славится наш край Вологодскими кружевами.
Мама: Вологда, Вологда
Нет милее города.
Деревянные дома
Здесь стоят,
Как терема.
Дети исполняют частушки.
Вологодская избушка
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых готов в чести.
Принялась за рукоделье
Стала кружево плести.
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Натяжная паутинка
Как узоры изо льда
Пелагеина снежинка
Не растает никогда.
Ведущий: А какие раньше хороводы водили.
А, вы дети, умеете хороводы водить?
Хоровод: «А, я по лугу»
Ведущий: Русский народ был талантлив и мудр. Им создано много сказок и пословиц, песен и поговорок.
Перед вами несколько предметов, вам следует назвать пословицы, поговорки. (книга, веник, ложка, зеркало).
Книга – лучший друг.
Веника не сломишь, а по пруточку весь переломаешь.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.
Глаза – зеркало души.
Ведущий: А вот ваши корни ведут в Архангельскую область, на берега Белого моря.
Расскажите нам о своей Родине.
Мама: (Рассказывает о крае и вручает пирог-рыбник)
Ведущий: На Руси к играм относились очень бережно. Считалось, что они могут повлиять на урожай, вызвать счастье.
А вы, ребята, любите играть?
Игра с ухватами, чугунами, картошкой, деревянными ложками.
Ведущий: Любили и ценили русские люди природу. Посвящали песни, стихи, целые праздники деревьям, растениям, природным явлениям.
А вы нам что-нибудь расскажите о таких праздниках.
«Рябинки»
Звучит песня «Уральская рябинушка».
Был такой праздник «Рябинка». Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу, часть рябины оставляли на деревьях для птиц. Много ягод на рябине предвещало суровую зиму, и народ заранее делал рябиновый квас, он хорошо помогал при простуде.
«Капустник»
А ещё был праздник «Капустник». В это время люди начинали рубить капусту. Вечерами собирались, лакомились пирожками с капустой, пели и играли.
Ведущий: В дни далёкой старины
Для холодной, для зимы
Были – не сапожки.
Когда дед был маленький
Надевал он (валенки)
Песня «Валенки» (исполняют дети)
Ведущий:
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручеёк)
Песня «Течёт ручей». Играют взрослые и дети в игру «Ручеёк».
Ведущий:
Делу время, а потехе час.
Ишь как развеселились, да распелись.
А за разговорами и про стол наш праздничный забыли.
Принимать вас не забота,
Не тяжелая работа
Принимать мы вас готовы
Будьте счастливы, здоровы.
А по сердцу вам придётся
Огонёчек вновь зажжётся
В наш уютный уголок
Заходите на часок.
Старинный русский обычай – дарить подарки.
Ангел – хранитель из соленого теста.
Библиографический списокЛобанова О.Б., Колокольникова З.У., Мазурова Н.А. "Формирование нравственно - патриотических чувств к малой Родине у старших дошкольников", Журнал “НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ” №3, 2018 г., стр. 29-33.
Дыбина О.В. “Что было до...: Игры - путешествия в прошлое предметов для дошкольников”, Издательство “Сфера”, 2015 г., 160 с.
Симонова Е.В. " Моя первая книга о России ", Издательство “Росмэн-Пресс”, 2008 г., 96 с.
Васильева В.Е., Шатовкина С.И., Костина Н.В. Семейный праздник «Моя малая родина» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, как части великой России.
Задачи:
Дать понятие «Малой Родины»;
Ознакомить детей с предметами старины, с народными традициями, обычаями и играми;
Развивать языковое чутьё через малые фольклорные формы и сказки;
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи и своей стране.
Подготовительная работа с детьми:
беседа с детьми о своём посёлке Никель;
разучивание песен, стихов, частушек, поговорок, пословиц;
чтение книг о Родине, родном крае;
экскурсия в библиотеку, краеведческий музей;
рассматривание иллюстраций с предметами старины;
разучивание хоровода.
с родителями:
анкетирование: " Родной свой край мы любим и знаем";
консультация: " С чего начинается Родина";
оформление выставки: " Украсим дом сами, своими руками";
разучивание стихов, песен.
Выставка для родителей " Украсим дом сами, своими руками"
Мы собрались сегодня на семейный праздник. Это праздник семьи. Это праздник каждой семьи и праздник нашей большой детсадовской семьи – нашей группы.
Самое главное у нас в нашей жизни – это наши дети. Мы хотим всё знать, всё уметь, чтобы нашим малышам было с нами интересно.
Все мы знаем, как сложна формула счастья взрослого человека, как много в ней неизвестных. Счастье же маленьких детей – это его семья, в которой он растёт, его родители. Каждая семья начинается с дома, в котором детям и взрослым тепло и уютно.
Отчего в доме бывает тепло и уютно?
Благодаря вам мы собрали выставку вещей, которые согреты душой и любовью, они делают ваш дом особым.
Посмотрите на это богатство и разнообразие. В каждую вещь вложены и труд, и умение, и любовь. Резьба по дереву, вышивание, кружевоплетение, изделия из солёного теста, вязание, аппликация. Много мягких игрушек, которые сотворили руки мам, бабушек для своих любимых детей, внуков.
Каждый помнит своё детство. И именно сегодня мы закладываем в детях эти воспоминания. И давайте постараемся сделать так, чтобы у наших детей было счастливое детство. Чтобы в памяти осталось любящая мама, заботливый папа.
Все вот эти вещи изготовлены своими руками. Тёплые, ласковые кофточки, в которые мамы и бабушки вложили не просто труд, но и свою любовь, свою душу. В этих вещах живёт память.
Вход детей (русская народная музыка).
Дети садятся за столы к родителям.
Ведущий: Если свернуть лист бумаги останется линия сгиба. Означает ли это, что обыкновенная бумага обладает памятью?
Память есть у камней, растений, животных. Человек обладает особенной памятью. Память – то, что связывает нас со своими корнями.
Давайте сегодня расскажем друг-другу откуда мы родом.
Вопросы мамам:
Где родились ваши дети?
А откуда родом вы, ваш муж?
Знаю, вы, приехали в Никель, откуда?
Ну что, дорогие мои, похоже, что все мы с вами никельчане, земляки, северяне.
Стихотворение о Севере читает мама.
Кольский край - дожди косые...
Анатолий Москвичов
Кольский край - дожди косые
Край любимый и родной.
Здесь начало всей России
Неразлучны мы с тобой.
Тут у Кольского залива,
Твои реки и леса,
Как природа здесь красива
Как чудна твоя краса.
Кольский край - любимый север,
Извини, что я на ты,
Начинается Россия
С твоей чудной красоты.
Ведущий:
Зачем столько лет я учила слова.
(выучила называется)
Вот под ногами растёт трава
(а как она называется)
Садится птичка
(не знаю какая)
На дерево
(тоже не знаю)
Знаю только, что птичка лесная,
А может быть полевая
Как я завидую тем, кто знает
Как называется дерево
Птица по виду я городская,
А родилась в деревне
Зачем падежи, склоненья зачем?
Слова (а корни забыла)
В детстве, я на другом языке,
Помнится говорила.
Вопросы гостям, мамам:
А вы помните что-нибудь о своих корнях?
Расскажите, где родились и жили ваши дедушка и бабушка?
Откуда родом ваш муж? А его родители?
Расскажите вы о своей Родине. Я думаю, у вас есть что сказать, где родились мама и папа.
Ведущий: Похоже, что в нашей семье все Русские, Российские корни. А что мы знаем о России, о старине русской? Приглашаем вас на посиделки.
Мама 1 (с прялкой):
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую я готовила для вас.
Мама 2 (с прялкой):
В низенькой светёлке
Огонёк горит
Молодая пряха
У окна сидит
Молода, красива,
Серые глаза
По плечам развита
Русская коса.
Ведущий: Вот смотрю я сейчас и вспоминаю жизнь своей бабушки. Тут и сердце радуется и слёзы наворачиваются. Ведь когда-то и они вот так собирались на посиделки. Рассказывала мне моя, бабуленька, так я её всегда называла, собирались они в большой избе, долгими, зимними вечерами. Там и пряли, шили, вышивали, частушки пели, вязали, да диковинные рассказывали сказки. Одним словом: «Дело давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Давно это было, но забывать мы об этом не должны, а то, что помним передавать своим детям.
Мама: Без корней и лебеда не растёт.
Ведущий: До сих пор славится наш край Вологодскими кружевами.
Мама: Вологда, Вологда
Нет милее города.
Деревянные дома
Здесь стоят,
Как терема.
Дети исполняют частушки.
Вологодская избушка
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых готов в чести.
Принялась за рукоделье
Стала кружево плести.
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Натяжная паутинка
Как узоры изо льда
Пелагеина снежинка
Не растает никогда.
Ведущий: А какие раньше хороводы водили.
А, вы дети, умеете хороводы водить?
Хоровод: «А, я по лугу»
Ведущий: Русский народ был талантлив и мудр. Им создано много сказок и пословиц, песен и поговорок.
Перед вами несколько предметов, вам следует назвать пословицы, поговорки. (книга, веник, ложка, зеркало).
Книга – лучший друг.
Веника не сломишь, а по пруточку весь переломаешь.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.
Глаза – зеркало души.
Ведущий: А вот ваши корни ведут в Архангельскую область, на берега Белого моря.
Расскажите нам о своей Родине.
Мама: (Рассказывает о крае и вручает пирог-рыбник)
Ведущий: На Руси к играм относились очень бережно. Считалось, что они могут повлиять на урожай, вызвать счастье.
А вы, ребята, любите играть?
Игра с ухватами, чугунами, картошкой, деревянными ложками.
Ведущий: Любили и ценили русские люди природу. Посвящали песни, стихи, целые праздники деревьям, растениям, природным явлениям.
А вы нам что-нибудь расскажите о таких праздниках.
«Рябинки»
Звучит песня «Уральская рябинушка».
Был такой праздник «Рябинка». Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу, часть рябины оставляли на деревьях для птиц. Много ягод на рябине предвещало суровую зиму, и народ заранее делал рябиновый квас, он хорошо помогал при простуде.
«Капустник»
А ещё был праздник «Капустник». В это время люди начинали рубить капусту. Вечерами собирались, лакомились пирожками с капустой, пели и играли.
Ведущий: В дни далёкой старины
Для холодной, для зимы
Были – не сапожки.
Когда дед был маленький
Надевал он (валенки)
Песня «Валенки» (исполняют дети)
Ведущий:
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручеёк)
Песня «Течёт ручей». Играют взрослые и дети в игру «Ручеёк».
Ведущий:
Делу время, а потехе час.
Ишь как развеселились, да распелись.
А за разговорами и про стол наш праздничный забыли.
Принимать вас не забота,
Не тяжелая работа
Принимать мы вас готовы
Будьте счастливы, здоровы.
А по сердцу вам придётся
Огонёчек вновь зажжётся
В наш уютный уголок
Заходите на часок.
Старинный русский обычай – дарить подарки.
Ангел – хранитель из соленого теста.
Библиографический списокЛобанова О.Б., Колокольникова З.У., Мазурова Н.А. "Формирование нравственно - патриотических чувств к малой Родине у старших дошкольников", Журнал “НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ” №3, 2018 г., стр. 29-33.
Дыбина О.В. “Что было до...: Игры - путешествия в прошлое предметов для дошкольников”, Издательство “Сфера”, 2015 г., 160 с.
Симонова Е.В. " Моя первая книга о России ", Издательство “Росмэн-Пресс”, 2008 г., 96 с.