Информационные технологии в современном образовательном процессе

Солдатова Т.А. Современные тенденции инновационных процессов в образовании: ИКТ-компетентность педагога

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Образование является важнейшей и приоритетной функцией государства. Деятельность системы образования направлена на формирование активной, целеустремленной и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном меняющемся мире. В связи с этим возникает потребность в гибкой и точной адаптации системы образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, формирование способности к продуктивному труду и социальному партнерству. Качество образования является важнейшей составляющей государственной стратегии, поскольку способствует качественному развитию общества.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» дошкольное образование является частью общего образования и первым уровнем общего образования. Теперь государство гарантирует не только доступность, но и качество образования на этом уровне. Модернизация образования, введение ФГОС ДО, привело к изменению образовательных приоритетов: ДОО уже не могут ограничиваться формированием знаний, умений и навыков, а ориентируются на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.
Национальный проект «Образование» - это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Цель: создание во всех субъектах Российской Федерации условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней путем обновления информационно – коммуникационной инфраструктуры, создания федеральной цифровой платформы, подготовки кадров.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года подготовка педагогических кадров к использованию ИКТ выделяется как одна из ключевых задач. 18 октября 2013 года был утвержден и принят к исполнению с 01 января 2015 года Профессиональный стандарт педагога. В этом документе приводится описание трудовых функций педагога и их характеристики. Анализ Профессионального стандарта педагога позволил выделить два уровня требований к ИКТ - компетентности педагога – технологический и методический. К первому следует отнести позиции, в которых предусматривается пользовательское владение информационными технологиями («владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, формировать информационную образовательную среду и так далее). Второй уровень требований - методический – предполагает владение педагогом методами применения ИКТ в образовательной и воспитательной работе с детьми.
В 2011 году ЮНЕСКО в партнерстве с мировыми лидерами в области создания информационных технологий и ведущими экспертами в сфере информатизации разработала международные рекомендации, которые фиксируют требования к ИКТ - компетентности педагогических работников. Предполагается, что педагоги, которые соответствуют этим требованиям (обладают соответствующими компетенциями), способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ – насыщенной образовательной среде.
Во многих странах рост квалификации педагогов в области использования ИКТ в образовании рассматривается как необходимый компонент системы непрерывного педагогического образования. В ряде исследований можно выделить различные способы формирования ИКТ – компетентности педагогов. Большинство из них основаны на системе повышения квалификации с использованием информационной образовательной среды организации. Курсы повышения квалификации в области применения ИКТ в образовании проводятся в различных формах: очной, заочной, дистанционной (с использованием Интернет технологий) и на основе их интеграции. Поддержание у педагогов высокого уровня компетентности в области ИКТ может обеспечить устойчивую мотивацию для дальнейшего развития профессионализма, повышения качества и эффективности обучения, а также будет способствовать формированию сообществ профессионалов, работающих в этой сфере.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволит качественно обновить и обогатить образовательный процесс, сделает его более динамичным и повысит его эффективность. Современные тенденции инновационных процессов в образовании базируются на необходимости развития ИКТ – компетентности педагогов. Образовательные организации должны учитывать модернизацию современных технологий и требования Федерального стандарта, который является отражением социального заказа предъявляемого семьей, обществом и государством.

Литература

1.       Национальный проект образование. [Электронный ресурс] URL: https://projectobrazovanie.ru/#the_composition_of_the_project (дата обращения 03.08.2019).

2.       Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва. [Электронный ресурс] URL: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (дата обращения: 03.08.2019).

3.       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 03.08.2019).

4.       

2019