Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Шакарова М.С. Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочное время

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Проблема патриотического воспитания становится сегодня одной из актуальнейших. В связи с этим становится важным формирование специфических умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности «Ты гражданин России», понимания своей роли в настоящей жизни «Ты гордость Белгородчины», жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Любви к малой Родине нельзя научить, но можно создать на уроках и во внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяющего формировать человека, которому присущи любовь к малой Родине, стремление к процветанию и могуществу нашей России.
Использование краеведческого материала придает урокам истории неповторимый колорит. Включение краеведческого материала в учебные предметы позволяет повысить заинтересованность учащихся материалом урока, особенно если ребята сами принимают участие в его подготовке: собирают цифровые, исторические сведения о родном крае. Чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем выше его практическая ценность.
История родного края используется нами в диалектическом единстве с историей России, потому что в истории Отечества Белгородский край занимает своё значительное место: например, в истории древнерусского и Московского государств, как форпост в борьбе с кочевниками и внешними врагами (хазарами, половцами, монголо-татарами, польско-литовскими и шведскими захватчиками). Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления об изучаемых понятиях до понимания определенных научных закономерностей.
Краеведческий материал на уроках истории может составлять содер­жание целого урока или же являться его элементом. В пер­вом случае урок полностью посвящается изучению истории края. Благодатной темой в курсе истории России 7 класса является тема «Наш край в XVII веке. Белгородская оборонительная черта». На этом уроке ученики узнают о создании Белгородской засечной черты. Используя различные источники информации, учащиеся готовят свои сообщения по определённым темам. Характеризуя Белгородскую засечную черту,1 группа установила, что 320 км из 800 приходилось на территорию современной Белгородской области. Из 25 городов-крепостей, составлявших основу её боевой мощи, 10 находились на территории Белгородчины. С гордостью отмечали дети, что среди них находился и наш Новый Оскол. 2 группа посвятила свое исследование проблемам строительства города-крепости. 3 группа собрала материал о жизни служивых людей.
Краеведческий материал может являться и фрагментом урока. Причём на уроках с элементами краеведения местный материал ис­пользуется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе уроке. Так, благодаря использованию краеведческого материала, становится ближе, понятнее, интереснее эпоха Петра Великого. Большой интерес вызывает подготовленное школьниками сообщение о том, что Большим Белгородским полком командовал сподвижник Петра 1 граф и фельдмаршал Б.П. Шереметев. Во время Полтавской битвы, когда русская армия разбила войска шведского короля Карла XII, доблестно сражались Белгородский пехотный и Белгородский драгунский полки. Сообщая о том, что в 1712 г по указу Петра в армии введены знамёна для полков с территориальными эмблемами, символами, ребята рассказывают о том, что на эмблеме Белгородского полка был изображён бегущий лев-символ Швеции, а над ним – орёл- символ России. Эти сведения дают учащимся повод не только почувствовать гордость за «малую Родину», но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае.
Огромную роль в развитии патриотических чувств играет становление патриотического мышления. И в этом большое значение имеет обращение к историческим источникам. Так, изучение темы «Общественное движение в России» в 8 классе способствовало сбору материалов с привлечением различных источников о нашем земляке, декабристе В.Ф.Раевском. Привлечение внимания учащихся к историческому источнику обеспечивает мотивацию обучения. Учащиеся узнают, что 8 января 1780 г Высочайше утверждён уездный герб Нового Оскола и уездный герб Курского наместничества: «В первой части герб Курский. Во второй части щита, три большие рыбы называемые вырезуб, ловяшаяся в реке Осколе, каковых в других реках нигде не находится». Это вызвало интерес к символам не только нашего Новооскольского края, но и к Государственной символике России, нашей Белгородчины.
В работе с историческими документами используем задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Задания предусматриваем самые разнообразные, но все они направлены выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений. Так, заинтересовавшись темой «Смутное время», школьники нашли отголоски особой формы классовой борьбы – самозванства - на Белгородчине: объявил себя царём Петром Фёдоровичем купец Антон Асланбеков, близ Валуек объявился беглый солдат Петр Чернышов, назвавший себя императором. Анализируя исторические хроники того времени, учащиеся составили хронологическую таблицу крестьянских волнений на Белгородской земле.
Белгородская земля с древних времен богата славой громких имён и яркостью исторических событий. Это животворный источник для гражданско-патриотического воспитания школьников. Например, Воронежским фронтом командовал уроженец Белгородчины генерал армии Н.Ф. Ватутин. Один из учащихся делает сообщение о земляке. И сразу события Великой Отечественной войны становятся ближе и понятнее.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, к нам постепенно возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам и т.д., в котором народ оставил нам ценное из своих культурных достижений. Школьники принимают активное участие в праздниках села. Традиционными стали дни краеведения: «Ты живешь на земле Белгородской», «Здесь родины моей начало». Интересной формой краеведческой работы стали экскурсии по родной Белгородчине. Пробуждает в наших учениках любовь к отеческим святыням экскурсии в Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь. Проблемные задания, которые получают дети перед экскурсиями, делают их не пассивными созерцателями, а активными участниками познавательного процесса. Результатами такой работы становятся буклеты, презентации и др.
Историческое краеведение создаёт условия для становления гражданских компетентностей. Большой эффект даёт вовлечение школьников в обсуждение и решение общественно-значимых проблем. С этой целью эффективно использование групповых форм работы: научные общества, кружки, клубы. Программу работы клуба юных избирателей мы направили на формирование правовой культуры школьников, профилактику абсентизма в среде молодежи, уважения к правам и свободам человека. В рамках работы клуба проводятся правовые недели, деловые игры, КВН, агитбригады, круглые столы, позволяющие выработать у детей представления и знания, необходимые для выполнения социальных ролей – гражданина и избирателя. Итогом этой работы стали ежегодные победы на олимпиадах по избирательному праву, в различных творческих конкурсах. Своё видение общественных проблем школьники раскрывают в сочинениях «Если бы я был президентом, губернатором…».
Через исследовательскую деятельность идёт осознание школьником себя, как непосредственной частички родной белгородской земли. Результатом работы на данном уровне становится написание исследовательской работы, создание проектов: «Я – гражданин России», «Я –твой малый росток, моя Белгородчина», «История моей семьи», «История фотографии в семейном альбоме».
Такая работа создает условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности. В результате дети приобщаются к уникальности, неповторимости нашего края, принимают историю своего края, как частицу истории нашей страны.
Библиографический список
1.       Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. Волгоград, 2001.
2.       Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Патриотизм на службе России//Воспитание школьников.2006, №3.
3.       Завадье А.С., Распространение краеведческих знаний: опыт, проблемы, результаты. М.: Известия, 1984.
Е-mail: nefedova.sweta31@yandex.ru


2017