Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf
Исходя из п 4.6 ФГОС ДО: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают что:…ребёнок владеет разными формами и видами игры… активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы…, обладает начальными знаниями из области математики, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. [2]
Наблюдая за играми детей, анализируя представления детей во время образовательной деятельности, проведя диагностику я выявила:
· неустойчивый интерес к познавательной деятельности;
· не все дети владеют умением осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать;
· слабое развитие логико-математического мышления, внимания, памяти;
· неумение устанавливать причинно-следственные связи;
· неумение различать, выделять, называть множества предметов, чисел, геометрические фигуры, решать логические и математические задачи
На основе выводов я поставила следующую цель: освоение элементарных математических представлений через сказки с математическим содержанием.
Задачи:
· содействовать ознакомлению детей с математическими сказками.
· побуждать детей самостоятельно искать необходимую информацию.
· способствовать усвоению детьми элементарных математических представлений, развитию логического мышления.
· способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
· привлечь воспитанников и родителей к проблеме усвоению элементарных математических представлений через сказки
· пополнить предметно-развивающую среду по теме
Математические представления, которые вызывают эмоциональную реакцию у детей через сказку, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу. Сказка — это эффективное средство развития ребенка. Согласно Н.Я. Большуновой, сказка выступает продуктивным средством развития логического мышления дошкольников [1]. Сказка является одним из важных средств формирования математических представлений у дошкольников.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, осваивают порядковый и количественный счет, совершенствовать пространственное и логическое мышление. Сказки позволяют детям освоить математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), развивают любознательность, память, инициативность. Использование сказок в совместной образовательной деятельности помогает детям добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
Сказки использовали в образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности. Для работы с такими сказками применяли и индивидуальные и групповые методы работы. Это и совместное чтение, а затем пересказ, ответы на вопросы. А некоторые мы театрализовали. Для того, чтобы проверить, насколько ребенок усвоил то или иное математическое понятие, мы предлагали ему нарисовать иллюстрацию к сказке, ответить на вопросы. Например, нарисуй героев сказки по старшинству или по порядку появления: кто с начала, кто потом. После прослушивания сказок мы предлагали детям самые разные задания: выложить выученную цифру пластилином, из палочек Кюизинера, собрать цифру из лего-конструктора. Чтобы узнать, насколько ребенок усвоил материал сказки, предлагали ему нарисовать рисунки к сказкам, ответить на вопросы, для закрепления геометрических фигур можно предложить выложить узоры и с помощью мозаики и блоков Дьенеша, поиск картинок с подходящим рисунком.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делался не на запоминании информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так, как увлекшись, дети не замечали, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
Развить интерес к математике в дошкольном возрасте – задача не только воспитателей, но и родителей. Поэтому необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, они оказывали помощь, а также непосредственно участвовали в образовательном процессе. Совместными усилиями мы создали условиями для эффективного использования сказок в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Мы предложили родителям в сотворчестве с ребенком создать математические сказки. А затем ребенок презентовал свою сказку товарищам.
Также родители оказали помощь в обогащении РППС в группе, чтобы она была художественно оформленная и тематически насыщенна развивающими пособиями, играми и материалами к математическим сказкам, которые систематически используются в образовательной деятельности в совместной деятельности воспитателя и ребенка и в самостоятельной деятельности детей.
Также в своей работе активно использую ИКТ: разработаны и внедрены в образовательную деятельность интерактивные игры с математическими сказками «Приключения кораблика», «В стране волшебных фигур».
В процессе овладения математикой с использованием сказок происходит глубокое её понимание, сознательное и активное усвоение, а не механическое запоминание учебной информации. Дети не замечают, что узнают что-то новое, настолько это увлекательно. Математические представления, которые содержатся, усваиваются детьми непринужденно и легко.
Использованная литература:
1. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 2002. No 2. С. 76–812. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.