Федосеева Н.Д., Смольникова В.А. Конспект занятия по объемной аппликации в старшей группе на тему «Снеговик»
Библиографическое описание:
Федосеева Н.Д., Смольникова В.А. Конспект занятия по объемной аппликации в старшей группе на тему «Снеговик» // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf
Цель: изготовление объёмного снеговика из бумаги.
Задачи:
1. учить создавать выразительный образ снеговика, передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.
2. учить создавать композицию из отдельных деталей и дополнять ее по собственному вкусу и замыслу.
3. развивать моторику пальцев, воображение, логическое и пространственное мышление, память.
4. воспитывать интерес к творчеству, эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: образец работы; белая бумага с нарисованными деталями, цветная бумага, цветной картон для подставки, ножницы, клей-карандаш для каждого ребенка.
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, а какое сейчас время года? (ответы детей)
Воспитатель: - А вам нравится зима и чем?
Дети: - Зимой много снега, так что можно играть в снежки, кататься на санках и лыжах; можно строить снежные крепости и лепить снеговиков.
Воспитатель: - Замечательно! Но у нас на Кубани выдалась не очень снежная зима, все потому, что мы живем на юге страны. А вот в уголке природы в зимней композиции так не хватает снежных скульптур. Ну как нам исправить ситуацию и дополнить её, ребята, можете подсказать?
Дети: - Можно сделать снеговиков из белой бумаги.
Воспитатель: - Отличная идея! Все согласны смастерить снеговиков из бумаги?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Хорошо, а как вы думаете, что нам понадобится для работы?
Дети: - Белая бумага, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш.
Воспитатель: - Здорово! Ребята, а вы знаете, кто такой снеговик и почему его любят у нас в стране?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Тогда слушайте внимательно, я все сейчас расскажу! Снеговик — символ зимы на Руси. В давние времена считали, что раз снег падает с неба, и снежная фигура послана небом, значит она волшебная. Люди лепили снеговиков и загадывали желание и верили, что, когда снеговик растает, желание исполнится.
С первым снегом во дворах лепили не одну снежную фигуру, а три. Одна отвечала за снежную, мягкую зиму, другая за будущий урожай. У третьей, самой маленькой, было имя — Крышна, от слова крыша, она отвечала за счастье в доме.
В Европе и Америке фигуры снеговиков были исключительно мужского рода, а на Руси верили, что управляют вьюгами, снегами женские духи. «Мороз-батюшка», «Зима-матушка» так уважительно относились к зимнему периоду. Поэтому лепили как Снеговиков, так и Снежных Баб. Видимо поэтому только у нашего Деда Мороза есть Снегурочка.
Снеговик был близким помощником Деда Мороза, к которому относились с должным уважением и просили о помощи.
С тех давних лет и по сей день, лепить снеговиков любят и дети, и взрослые.
Воспитатель: - Вам понравилась история Снеговика?
Дети: - Да
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю Вам превратиться в снежинок и, кружась, нежно порхая, перелететь на стулья за столы и занять свои рабочие места. (дети имитируют движения)
2. Основная часть (воспитатель держит в руках образец поделки «Объемный снеговик»)
Дети: - Три комочка разного размера: самый большой у снеговика внизу, поменьше – посередине, а самый маленький – вверху.
Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, из какого материала у него выполнены: руки, глаза, носик, пуговицы, шапка?
Дети: - Цветной бумаги.
Воспитатель: - А почему он не падает?
Дети: - Он приклеен на картон.
Воспитатель: - Да, подставкой служит картонный квадрат голубого цвета.
Воспитатель: - А теперь посмотрите, в какой последовательности выполняется эта чудесная работа!
Воспитатель поясняет этапы выполнения поделки.
Воспитатель: - Ребята, у вас на столах лежат сложенные в несколько раз листы белой бумаги с нарисованными кругами разного размера. Вам надо будет их вырезать по шаблону и сложить детали перед собой стопочками. Затем взять каждый круг, сложить пополам и склеить половинками между собой, получатся комочки разных размеров. А после их надо склеить между собой: на большой наклеить средний, а на средний - маленький и дополнить элементами: руки, глаза, носик, пуговицы, шапка по замыслу из цветной бумаги. Готового снеговика приклеиваем к основе. Вот и готов наш объемный снеговик!
Воспитатель: - Перед тем, как начать нашу работу, я предлагаю вам вспомнить технику безопасности при работе с ножницами. (дети называют правила безопасного обращения с ножницами:
1. Хранить ножницы перед собой в закрытом положении.
2. При работе нужно внимательно следить за направлением резания, не отвлекаясь на соседей по столу.
3.Нельзя держать ножницы лезвием вверх.
Воспитатель: - Работаем аккуратно, не спеша. Если у кого-то возникнут затруднения, я помогу. (дети выполняют аппликацию, а воспитатель помогает тем, кому необходима помощь и следит за осанкой и техникой безопасности при работе с ножницами)
3. Физминутка «Снежок»
Воспитатель: - Ясмотрю, ребята немного засиделись, а давайте поиграем в снежки? Выходите ко мне! (дети выполняют физминутку)
Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, ровный, очень гладкий,
Но совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним
И сломаем.
Воспитатель: - Молодцы, немного отдохнули, теперь можно продолжить работу за столами. (дети возвращаются за столы и продолжают работу)
Воспитатель: - Ребята, выполнившие своих снеговиков, могут помочь соседям по столу.
Дети оказывают помощь ребятам по столу.
Воспитатель: - Ребята, а каким-то предметом одежды мы забыли украсить наших снеговиков. Посмотрите, пожалуйста, по внимательней?
Дети: - Не хватает шарфика.
Воспитатель: - А как его сделать и из чего?
Дети: - Надо взять вырезать полоску цветной бумаги, обернуть вокруг шеи снеговика и склеить кончики.
Воспитатель: - Верно. Ребята, выберите, пожалуйста, любой понравившийся цвет бумаги, вырежьте полоску и смастерите шарфик своему снеговику. (дети выполняют работу)
4. Релаксация. (выставка работ)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием! А теперь посмотрите, пожалуйста, на выставку наших снеговиков. Правда, красивые получились?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Дети, снеговиков у нас получилось много, а как же нам теперь их всех поместить в зимней композиции?
Предложения детей
Юля: - Надо поставить их в круг и будет хоровод снеговиков.
Воспитатель: - Интересное решение. А может ещё будут предложения?
Женя: - А можно некоторых снеговиков поставить перед и за деревьями, как будто они играют в прятки.
Егор: - А можно ещё посадить на санки и поставить на лыжи, пусть катаются с горки.
Воспитатель: - Отличное решение, ребята! Мне они очень нравятся! Тогда подходите, пожалуйста, к уголку природы и ставь своих снеговиков в зимней композиции, где пожелаете.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Ребята, Вам понравилось сегодня наше занятие? Что нового вы узнали о Снеговике? Какой одинаковый элемент преобладал в аппликации? А Вам ещё хочется выполнить аппликацию в данной технике? (ответы детей)