Библиографическое описание:
Мухурханова С.Н. Использование приемов мнемотехники на уроках в начальных классах как средство формирования связной речи // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.
Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе
В последнее время отмечается такая тенденция, у учащихся 1 класса очень редко встречается образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь. Проблема развития связной речи детей представляет большую сложность при организации обучения. Одной из задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Для активизации процесса становления и развития связной речи детей мне помогают такие нетрадиционные формы, как мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Многие приёмы мнемотехники мы знаем ещё со школы.
Например: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному. Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов Вадим Петрович - блоками-квадратами.
Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, свитер, сапоги, куртка и т. п.), задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
Данный приём мнемотехники я использую при работе над словарными словами, что помогает создать ассоциацию, зрительный образ слова, которое нужно запомнить как оно пишется, у учащихся.
Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.
Ушинский Константин Дмитриевич писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности. Например, тема: Одежда. Времена года. Нужно рассказать, как собираются дети на прогулку. Сначала я надеваю майку, потом носки, затем брюки, свитер, сапоги, куртку.
Также, использование мнемодорожки позволяют ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звук.
Данный приём я использую при работе со скороговорками. Работа со скороговорками происходит по определённому алгоритму.
Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация. Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.
Чтобы нарисованное было понятно, для выделения главного составляется схематическое изображение. Схемы служат своеобразнымпланом построения монолога и способствуют формированию лексико-грамматической наполняемости рассказа.
Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей при обогащении словарного запаса, составлении рассказов пересказах художественной литературы, работе с загадками и заучивании стихов.
Разучивание стихотворений. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе нужно давать ребёнку готовую план-схему, а по мере обучения он сам активно включается в процесс создания своей схемы. Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.
Описательный рассказ.Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно. Сначала начинаем учить выделять признаки предмета. Ребенку нужно посмотреть на таблицу, затем учитель расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем ребенок воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Пересказ.Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения.
И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует не на правильном построении предложений, а на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа с мнемотаблицами осуществляется в следующей последовательтности:
- Чтение и обсуждение текста
- Знакомство с таблицей и обсуждение того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Таким образом, использование приёмов мнемотехники позволяет повысить интерес к уроку, а соответственно повышается и эффективность. Так как наглядный материал у учащихся усваивается лучше, использование данных приёмов позволяет эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. У учащихся расширяется словарный запас, как активный, так и пассивный, формируется связная речь, улучшается мыслительная деятельность (наглядно-образное мышление), они учатся последовательно описывать предмет, выделяя его существенные признаки, пересказывать текст.
Библиографический список
1.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
2.Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003
3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001
Мухурханова С.Н. Использование приемов мнемотехники на уроках в начальных классах как средство формирования связной речи // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.
Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе
В последнее время отмечается такая тенденция, у учащихся 1 класса очень редко встречается образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь. Проблема развития связной речи детей представляет большую сложность при организации обучения. Одной из задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Для активизации процесса становления и развития связной речи детей мне помогают такие нетрадиционные формы, как мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Многие приёмы мнемотехники мы знаем ещё со школы.
Например: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному. Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов Вадим Петрович - блоками-квадратами.
Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, свитер, сапоги, куртка и т. п.), задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
Данный приём мнемотехники я использую при работе над словарными словами, что помогает создать ассоциацию, зрительный образ слова, которое нужно запомнить как оно пишется, у учащихся.
Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.
Ушинский Константин Дмитриевич писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности. Например, тема: Одежда. Времена года. Нужно рассказать, как собираются дети на прогулку. Сначала я надеваю майку, потом носки, затем брюки, свитер, сапоги, куртку.
Также, использование мнемодорожки позволяют ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звук.
Данный приём я использую при работе со скороговорками. Работа со скороговорками происходит по определённому алгоритму.
Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация. Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.
Чтобы нарисованное было понятно, для выделения главного составляется схематическое изображение. Схемы служат своеобразнымпланом построения монолога и способствуют формированию лексико-грамматической наполняемости рассказа.
Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей при обогащении словарного запаса, составлении рассказов пересказах художественной литературы, работе с загадками и заучивании стихов.
Разучивание стихотворений. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе нужно давать ребёнку готовую план-схему, а по мере обучения он сам активно включается в процесс создания своей схемы. Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.
Описательный рассказ.Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребёнку очень трудно. Сначала начинаем учить выделять признаки предмета. Ребенку нужно посмотреть на таблицу, затем учитель расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем ребенок воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Пересказ.Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения.
И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует не на правильном построении предложений, а на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа с мнемотаблицами осуществляется в следующей последовательтности:
- Чтение и обсуждение текста
- Знакомство с таблицей и обсуждение того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Таким образом, использование приёмов мнемотехники позволяет повысить интерес к уроку, а соответственно повышается и эффективность. Так как наглядный материал у учащихся усваивается лучше, использование данных приёмов позволяет эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. У учащихся расширяется словарный запас, как активный, так и пассивный, формируется связная речь, улучшается мыслительная деятельность (наглядно-образное мышление), они учатся последовательно описывать предмет, выделяя его существенные признаки, пересказывать текст.
Библиографический список
1.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
2.Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003
3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001