Актуальные вопросы дошкольного образования

Садовская А.А., Маклакова Т.Г., Ромашкина Р.Ф. Как формировать основы здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Библиографическое описание:
Садовская А.А., Маклакова Т.Г., Ромашкина Р.Ф. Как формировать основы здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.

Здоровье является важнейшим составляющим всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка. Сегодняшнее развитие России сопряжено с модернизацией в сфере образования, которая в главную очередь касается проблемы развития подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в разных сферах жизнедеятельности способен быть индивид, который нацелен на здоровый образ жизни.

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколько ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. ЗОЖ – это не просто совокупность освоенных познаний, а стиль существования, адекватное поведение в разных ситуациях. Подход ребенка к собственному здоровью считается фундаментом, в коем возможно станет построить здание необходимости в здоровом образе жизни. Оно начинается, и формируется в ходе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение детей к здоровью непосредственно находится во взаимосвязи сформированности в его сознании этого понятия.

При формировании представлений об основах здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста педагоги используют различные методы, формы, средства в построении образовательно-воспитательного процесса. Главными формами работы считаются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные состязания и праздничные дни.

Средства, методы и формы, применяемые в процессе формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста могут быть различными. Для формирования основ ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки, плакаты. Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование основ ЗОЖ. Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений об основах ЗОЖ.

Словесные методы включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений об основах ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей. При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем. Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку 26 предложенных решений. Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность.

Для формирования основ здорового образа жизни дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в детском саду проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Кроме повседневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста ведутся особые физкультурные занятия. Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Данная форма работы считается основной для развития правильных двигательных умений и навыков, формирует подходящие условия целью освоения единых положений и закономерностей при исполнении физических упражнений, способствует формированию разносторонних возможностей детей. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. При проведении занятий со старшими дошкольниками используются и различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой педагогический потенциал, способствуют накоплению знаний о здоровом образе жизни. Так в рамках основной программы используются презентации на такие темы как: «Я и мой организм», «Правила безопасного поведения», «Съедобное-несъедобное», «Вредные и полезные продукты», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» и многое другое. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видео фрагментов, иллюстраций, аудио записей и т. д.

Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость.

В процессе формирования основ ЗОЖ рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания. Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения 28 способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми. Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивании. Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию. Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры (имитация задувания свеч, согревания озябших на морозе рук и т.д.).

Немало важную роль играет личность педагога: он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистическим, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии.

Большое значение для формирования основ здорового образа жизни дошкольников оказывают подвижные игры. Ведутся они в группах, на специальных занятиях, в период прогулок и в переходные интервалы между занятиями. Подвижные игры непременно вводятся и в музыкальные занятия. Процесс развития взглядов дошкольников о здоровом образе жизни непосредственно сопряжен с воспитанием у них любви к чистоте, аккуратности и порядку.

Дидактическая игра – одно из средств, содействующих развитию основ здорового образа жизни у старших дошкольников. Дидактическая игра – это разностороннее, непростое педагогическое явление, она считается и игровым методом обучения, и независимой игровой деятельностью, и средством многостороннего обучения личности ребенка. В игре развиваются все без исключения стороны личности детей, происходят существенные перемены в нервной системе. В играх дошкольники воссоздают всё то, что они наблюдают вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игровой деятельности развиваются многочисленные позитивные качества ребенка, заинтересованность и подготовленность к грядущему учению, формируются познавательные способности. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании основ здорового образа жизни.

Художественная литература – важный способ влияния на детей. По этой причине, помимо бесед и рассматривания картинок и иллюстраций воспитатели обширно применяют художественную литературу. Диалог уже после прочтенной книги углубляет ее воспитательское влияние. Важную роль занимают кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д. При проведении работы используют позитивную оценку, похвалу, вознаграждение. Установлено: одобрение стимулирует, а сердитое слово, наоборот, огорчает.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно продуктивно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к основам ЗОЖ.

Библиографический список:

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации. Ульяновск.: УИПКПРО, 2007. - 80 с.

2. Блинова Г.В. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. - №6. - С. 409-411.

3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. Волгоград: Учитель, 2011. - 170 с.
2024-03-04 15:44 2023