НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коносова Т.В. Эмоциональное восприятие живописи дошкольниками

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf

Поиск путей формирования у детей ценностного отношения к искусству, умений видеть и понимать красоту окружающего мира и предметов, созданных людьми, давно волнует педагогов дошкольных образовательных учреждений. В этой статье мне хотелось бы осветить один из важных аспектов в работе с дошкольниками: эмоциональное восприятие дошкольниками живописи, в частности пейзажа.
Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса - отражение человеком предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Восприятие многообразно.
Восприятие искусства - напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души. По линиям, цветовым пятнам предстоит ребенку создавать художественную картину мира, проделать как бы встречный путь к авторскому замыслу. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен, а такую подготовку желательно начинать с детства.
Несколько лет назад мы разработали программу для дошкольников, направленную на развитие у дошкольников предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства: «Разноцветный мир».
Для меня, важнейшим направлением деятельности, было развитие художественного восприятия как эмпатии, т. е. проникновение ребёнка в содержание произведения искусства. Жизнь человека в мире искусства связана с переживаниями и эмоциями, именно они оставляют самый яркий след в душе. Произведение искусства, не связанное с каким- либо эмоциональным переживанием, безразлично, то есть не откладывается в долговременной памяти. «Понять художественное произведение – значит прежде всего прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним», – писал Б. М. Теплов. Художественное восприятие «начинается с чувства, через него оно должно идти, без него оно невозможно, но чувством художественная перцепция не ограничивается».
Начиная со средней группы, мы вводим ребёнка в мир искусства, начиная рассматривать самые простые и понятные вещи - игрушки, сделанные мастерами народно - прикладного искусства. Далее, через осознание того, как и кем создаются мультипликационные фильмы, мы подходим к знакомству с творчеством художников анималистов. Дети начинают осознавать, что всё их привычное окружение: игрушки, книги, мультфильмы созданы художниками. И только после этого мы начинаем знакомиться с произведениями жанровой живописи с простыми, и понятными детям 4-х лет, сюжетами. Сказочный мир Виктора Васнецова, дети и их верные друзья собаки на картинах Чарльза Бартона Барбера, всё это открыто пониманию детей. Сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает картину не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими.
Хотя сейчас современным детям всё сложнее сосредоточить своё внимание на неподвижном объекте. Телевизор, компьютер и другие гаджеты приучают сознание наблюдать за постоянно двигающимися картинками. Рассмотреть произведение искусства, понять какие чувства переживают герои картины, проанализировать, что было до того, и что возможно будет после – огромная сложная работа для 4-х летнего ребёнка. К тому же словарный запас детей часто не позволяет им выразить оттенки тонких чувств, переданных художником на своей картине. Научить дошкольников знать и называть свои чувства и чувства окружающих их людей – это важная задача для педагога.
Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях. Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом на основе своего опыта. Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют. В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.
В исследованиях Н. А. Курочкиной, Т. С. Комаровой, Н. Б. Халезовой доказано, что художественное восприятие наиболее полно формируется в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нём. В исследовании Н.М. Зубаревой по эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, поставлены вопросы: каковы возможности картин, в частности, таких жанров, как натюрморт и пейзаж. По данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают меньший интерес у ребёнка. Натюрморты привлекают ребенка изображением знакомых предметов, пейзажи -сменой явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту.
Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание.
Природа на полотнах художников предстает в разное время года и суток, в разную погоду. Она является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные настроения.
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояние природы.
Е.И. Игнатьев считает, что необходимо воспитывать у детей умение рассуждать, сравнивать, называть изображаемое.
«Воспитание умения правильно рассуждать, - пишет он,- в процессе рисования очень полезно для развития анализирующего и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процесс анализа изображаемого предмета, чем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение. Умение ребенка обозначать словом признаки предметов содействует правильности и точности изображения им каждой линии, каждого штриха».
В своей работе с детьми старшей и подготовительной групп мы использовали методику Р.М. Чумичёвой.
На первом этапе основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством является искусствоведческий рассказ педагога. Выбор искусствоведческого рассказа обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.
Искусствоведческий рассказ помогает дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено), понимать эстетическую ценность картины, а также способствует формированию образной связной речи дошкольников.
На втором этапе ставятся задачи:
·          развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства,
·          формировать умения «читать» картины,
·          мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.
Детей обучаются умению анализировать изображенное на полотне. На основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный образ картины.
На третьем этапе педагог вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи. К таким приемам относятся сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры. В основе приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительности.
Знакомство с пейзажной живописью начинается со средней группы и продолжается в старшей. В основном это первый этап ознакомления с пейзажной живописью, предполагающий искусствоведческий рассказ педагога, с последующими вопросами к детям. Знакомимся с творчеством выдающихся русских пейзажистов: И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, И. Грабаря.
В подготовительной группе изучение пейзажа более глубоко и эмоционально, поэтому здесь используются методические приёмы второго и третьего этапа ознакомления с живописью.
Например, для развития умения «читать» картины, дошкольники рассматривают пейзаж В. Поленова «Московский дворик». Дети, не зная названия картины и автора оценили её эмоциональный настрой как радостный, солнечный, счастливый, а назвать картину предложили «Счастливая деревня».
Сравнить между собой, детям было предложено пейзаж И. Айвазовского «Бухта «Золотой рог» и В. Ван Гог «Звёздное небо». Подготовишки отметили, что картина Айвазовского более аккуратная и таинственная. А вот Ван-Гог вызвал бурю эмоций и восхитил своими волшебными звёздами. Они отметили, что нравятся им обе картины, но по-разному.
Приём «Вхождения в картину» отрабатывался на примере картины И. Айвазовского «Радуга». Дети попытались представить себя на месте тонущих моряков, услышать шум бьющихся о скалы волн, свист ветра, солёные брызги на лице, почувствовать страх и ужас при виде тонущего корабля и надежду выжить при виде радуги. Этот приём помогает развивать эмпатию- умение сочувствовать и сопереживать другим людям.
Целенаправленная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста позволила сформировать у дошкольников устойчивый интерес к изобразительному искусству, расширить знания о жанрах живописи, желание рассматривать их и выражать своё отношение к изображённому, воспитать определённый художественный вкус, а детские работы стали отличаться интересными творческими замыслами.
Библиографический список
1.       Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. - М. Издательство: Академический проект 2007. – 65с.
2.       Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. Год издания: 2007Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
3.       Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». — СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 1999. — 112 с.
4.       Пантелеева Н. Г. Состояние проблемы эстетического воспитания на современном этапе в педагогической практике / Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Выпуск 12. — М., 2003.
5.       Пантелеева Н. Г. Формирование эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с искусством портрета / Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Выпуск 15. — М., 2004. — 104 с.
6.       Пантелеева Н. Г., Комарова Т. С. Ознакомление детей 5–7 лет с искусством портрета. Методические рекомендации / Дошкольное воспитание. — 2005. — № 3. — С. 16–27.
7.       Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
8.       Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1992. — 126 с. 13. Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1992. — 251 с.
2017