Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Тюрина Е.Ю. Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Тюрина Е.Ю. Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном возрасте играет важную роль в их развитии и адаптации к обществу. Учителя-дефектологи специализируются на работе с детьми, у которых есть различные нарушения развития, такие как задержка психического, физического или речевого развития.

Главной задачей учителя-дефектолога является создание безопасной и поддерживающей среды для развития детей с ОВЗ. Они должны уметь адаптировать образовательные программы и методики для каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными потребностями и способностями.

Основная направленность работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ - развитие коммуникативных навыков. Они помогают детям учиться общаться и взаимодействовать с другими людьми. Для этого могут использоваться различные методики, такие как обучение через игру, использование визуальных материалов и поддержка речи.

Также важным аспектом работы учителя-дефектолога является развитие моторики и координации движений у детей с ОВЗ. Это может включать в себя проведение специальных физических упражнений, игр и занятий, направленных на развитие мелкой моторики, грубой моторики и координации движений.

Кроме того, учителя-дефектологи помогают детям с ОВЗ развивать познавательные навыки. Они используют специальные методики и материалы, которые помогают детям учиться счету, чтению, письму и другим познавательным навыкам.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ включают:

1. Индивидуальный подход. Учителя-дефектологи должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать индивидуальные образовательные программы и методики, соответствующие его потребностям и способностям.

2. Дифференциация обучения. Учителя-дефектологи должны адаптировать образовательные материалы и методики для каждого ребенка, чтобы обеспечить оптимальное обучение и развитие.

3. Комплексный подход. Учителя-дефектологи должны сотрудничать с другими специалистами, такими как психологи, логопеды и медицинский персонал, чтобы обеспечить комплексную поддержку и развитие детей с ОВЗ.

4. Позитивная атмосфера и поддержка. Учителя-дефектологи должны создавать безопасную и поддерживающую среду, где дети с ОВЗ могут чувствовать себя комфортно и уверенно. Они должны поощрять и поддерживать достижения детей, развивать их самооценку и мотивацию.

5. Сотрудничество с родителями. Учителя-дефектологи должны активно взаимодействовать с родителями, обмениваться информацией о развитии и прогрессе ребенка, предоставлять рекомендации и поддержку в домашней обстановке.

6. Стимулирование развития. Учителя-дефектологи должны использовать разнообразные методики и материалы, направленные на стимулирование развития различных навыков, таких как коммуникативные, моторные и познавательные навыки.

7. Гибкость и терпение. Учителя-дефектологи должны быть готовы к тому, что процесс развития у каждого ребенка будет индивидуален и может занимать разное время. Они должны быть гибкими в своем подходе и терпеливыми в работе с детьми с ОВЗ.

Важно отметить, что работа учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ требует терпения, эмпатии и понимания. Они должны быть готовы к тому, что процесс развития у каждого ребенка будет индивидуален и может занимать разное время. Учителя-дефектологи также должны уметь сотрудничать с родителями и другими специалистами, чтобы обеспечить комплексный подход к развитию детей с ОВЗ.

Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ в дошкольном возрасте имеет огромное значение для их будущего развития и адаптации в обществе. Благодаря этой работе дети с ОВЗ получают возможность раскрыть свой потенциал, развить навыки и умения, необходимые для успешной жизни и обучения.

Список литературы:

1. Власова Т.А., Лебединская, К.С. Дети с задержкой психического развития [Текст] Т.А. Власова, К.С. Лебединская / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. – М.: Просвещение, 1984. – 265 с.

2. Стребелева Е.А., Венгер, А.Л., Екжанова, Е.А. Специальная дошкольная педагогика. [Текст]: учебное пособие для вузов / Под ред. Е.А. Стребелевой, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – М.: Педагогика, 2001. – 372 с.

3. Новикова, Г.Ф. Особенности проявления задержки психического развития различной этиологии [Текст] / Г.Ф. Новикова // Специальная психология. – 2008. – № 1 (15). – С. 16-21.
2023