НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Москвина С.Л. Формирование активной жизненной позиции дошкольников в процессе социально-нравственного воспитания

Библиографическое описание:

Москвина С.Л.Формирование активной жизненной позиции дошкольников в процессе социально-нравственного воспитания // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания детей и подростков, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения социальным опытом.Доктор психологических наук Владимир Гаврилович Крысько определяет понятие «активная жизненная позиция» как «обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность». Доктор философских наук, профессор Владимир Николаевич Маркин, как «способ включения личности в жизнедеятельность общества: совокупность взглядов, убеждений, социально значимых, …, реализующих ее отношения к окружающему миру». Корифеи отечественной науки А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский не дают понятие активная жизненная позиция, но говорят об «активности человека» которую определяют «как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями».

Сегодня, когда говорят об активной жизненной позиции человека, имеют в виду уже взрослого человека, профессионально сложившегося. Однако нет информации о том, когда формируется активная жизненная позиция и что является основой ее формирования. Дошкольный возраст является важным этапом и «фундаментом» формирования активной жизненной позиции личности. Данному вопросу на современном этапе развития образования уделяется внимание на нормативно-правовом уровне. Так в стандарте ФГОС ДО в разделе IV. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» в пункте 4.6. одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования относится следующее положение: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;…Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Для достижения поставленных целей в дошкольном учреждении был разработан долгосрочный социальный проект «Твори добро» направленный на формирование у воспитанников основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Первоначально данный проект был разработан на один год и его реализация осуществлялось через взаимодействие с родителями, детьми обучающимися СОШ, ветеранами войны и труда.

Данное сотрудничество осуществлялось через решение следующих задач:

1. Организация совместной деятельности педагогического коллектива, воспитанников МБДОУ, их родителей

2. Реализация совместных проектов обучающихся СОШ и воспитанников МБДОУ, способствующих установлению диалога между поколениями.

3. Заключение договоров о сотрудничестве с Детской библиотекой- филиал г. Мурманска.

4. Взаимодействие воспитанников ДОУ с ветеранами войны и труда.

5. Формирование у воспитанников и обучающихся опыта нравственного поведения и общения.

6. Способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми.

7. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;

8. Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела;

За время реализации проекта были проведены такие мероприятии как:

- Совместные благотворительные акции и мероприятия (для детей ДОУ, родителей и ветеранов ВОВ)

«Подари жизнь-белый журавлик» (В помощь онкологическим больным детям)

Акция «Подари книгу» проводилась библиотекой для нуждающихся детей.

Флешмоб «Цветы на снегу»

Акция «Я люблю свой город Мурманск»

Акция «Поздравляем ветеранов с праздником 9 мая»

Участие в конкурсе «День Победы глазами детей»

Участие в акции «Гвоздика памяти»

Участие ы мультимедийном проекте «Я расскажу вам о войне» в рамках фестиваля семейного творчества «Майские звезды»

Посещение библиотеки (проводились тематические беседы)

Участие в 8 Областном конкурсе чтецов «Со здоровьем мы дружны»

-праздники и развлечения конкурсные и игровые программы (участники: воспитанники ДОУ разных возрастных групп родители, учащиеся «Мурманской общеобразовательной школы»)

- Спортивные состязания: «Нам смелым, и сильным и ловким со спортом всегда по пути», «Чтобы нам не болеть»,Новогодние представления.

- Конкурс стихов «Я люблю Родину», «Во поле береза стояла»

- Ярмарка народных игр.

- Театральные представления «Давай жить дружно»

- Участие в фестивале «Дни Заполярного донора», конкурсе рисунков «Спасти жизнь легко».

В результате проведенных мероприятий:

Для воспитанников ДОУ:

- «закладка фундамента» активной жизненной позиции;

- получение новых впечатлений;

- участие в новых интересных мероприятиях.

Для педагогов ДОУ:

- реализация задач социально-нравственного воспитания личности;

- получение новых возможностей реализации педагогического мастерства.

В новом учебном году проект «Твори добро» был продолжен, но изменилось его направление и круг участников, так как изменился возраст воспитанников. Дети из подготовительной группы пошли в школу и пришли малыши. Сейчас большее внимание нами уделяется взаимодействию с родителями. Сегодня данная проблема актуальна: тесное сотрудничество педагогов ДОУ и родителей позволяет непосредственно вовлекать последних в «образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [ФГОС ДО от 17.10.2013].

На втором году изменились задачи и формы их реализации.

Задачи проекта на 2-й год реализации:

1. Организация совместной деятельности педагогического коллектива, воспитанников МБДОУ и их родителей для осуществления социально-значимой деятельности.

2. Реализация совместных проектов родителями и детьми дошкольного возраста, способствующих установлению диалога между поколениями.

3. Привлечение воспитанников ДОУ, родителей детей к решению общественных проблем

4. Формирование у воспитанников и обучающихся опыта нравственного поведения и общения.

5. Способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми.

6. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;

7. Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела. За время реализации проекта были проведены такие мероприятии как:

- праздники и развлечения «День матери», «Литературная гостиная, посвященная творчеству А.Л. Барто» (участники: воспитанники ДОУ, родители, педагоги ДОУ)

- конкурсные программы:

- на уровне ДОУ «Конкурс кормушек» и участие во всероссийском конкурсе «Кормушки для пичужки» (участники: воспитанники ДОУ, родители, педагоги ДОУ)

- конкурс «Мир без мусора» (участники: воспитанники ДОУ, родители, педагоги ДОУ).

Сегодня проект продолжает свое существование и активно внедряются все новые формы работы с детьми, родителями, педагогами и другими участниками проекта.

Запланированы следующие мероприятия:

- изготовление открыток для ветеранов ВОВ, участие в концерте, посвященного 78-летию Победы;

- развлечение на улице совместно с родителями «Должны смеяться дети», посвященное «Дню защиты детей»

- изготовление групповой стенгазеты (фотоотчет родителей и воспитателей за 2022-2023 учебный год) «Наши добрые дела».

важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Таким образом, важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Список литературы

1. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа-руководство. Уфа, БИРО. – 50с.

2. Дидактические игры. «Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева. Уфа, 2005.

3. Колбина А.В. Башкирская мозаика. Настольно-печатные игры. – 2-е изд., испр. и доп. – Уфа: Китап, 2006. – 268 с., ил.

4. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003. – 76стр.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

6. Фольклор и литература Республики Башкортостан. Учебная хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Е.Н.Антипова, Т.В.Балукова, А.С.Камалетдинова и др. Под ред. Р.Х.Гасановой. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 96 с.: ил.

7. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. – Уфа: БИРО, 2004. – 70с.

8. Художники и композиторы Башкортостана – детям. Учебное пособие и демонстрационный материал / Сост. З.А.Загитова, И.А.Кантемирова, В.Н.Краснова. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 72 с.: ил.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс.
2023