Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Жеравкова Е.В. Развитие познавательной активности на уроках английского языка в начальной школе

Библиографическое описание:

Жеравкова Е.В. Развитие познавательной активности на уроках английского языка в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Главный смысл содержания ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – достижение образования нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.

В связи с этим на первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, а также формирование у подрастающего поколения тех знаний и поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная же задача учителя, реализующего новые стандарты, – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока, активно участвовать в процессе познания, чтобы научиться успешно решать последующие жизненные задачи.

Таким образом, важной областью профессиональной деятельности учителя является развитие познавательной активности на уроках английского языка. В начальной школе реализовать указанную задачу возможно посредством активного вовлечения всех участников образовательного процесса в познавательную деятельность через формирование и развитие устойчивого интереса к учебному предмету.

По мнению Щукиной Галины Ивановны, в основе активизации процесса обучения лежит познавательный интерес, который определяется как интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, как потребность, сообщающая учебной деятельности занимательный характер [9;71].

Таким образом, интерес является одним из самых важных мотивов активной познавательный учебной деятельности, который стимулирует мыслительные процессы и познавательную активность в целом, определяет отношение учащихся к предмету и делает работу школьников более продуктивной.

Для активизации познавательной деятельности учащихся могут быть использованы различные подходы, методы и приемы.

Погружение в культурно-языковую среду. Что может быть лучше, чем поехать в англоговорящую страну и целиком и полностью погрузиться в атмосферу настоящего английского языка, попрактиковаться в ведении беседы с настоящим иностранцем и вернуться домой не только отдохнувшим, но и с запасом новых слов и фраз в кладовой своих знаний… Однако в условиях сельской школа отнюдь не у каждого есть возможность куда-то ехать. Более того, лишь единицы могут себе это позволить. В этой связи помочь ребятам проникнуться духом английского языка и заграничной жизни под силу только учителю. Перефразируя известное высказывание: если мы не идем к Лондону, то пусть Лондон идет к нам!

Существуют различные способы погружения школьников в культурно-языковую среду:

· Просмотр фильмов и мультфильмов на АЯ;

· Просмотр тематических видео, отражающих реалии, культуру, традиции стран изучаемого языка;

· Прослушивание песен на АЯ;

· Знакомство с поэтическими произведениями;

· Выполнение различных тестов.

Погружение в язык и культуру повышает интерес к учебному предмету «Английский язык», привлекает внимание к изучаемому объекту или реалии действительности, создает вокруг них положительный эмоциональный фон, позволяет улучшить знания - языкового и социокультурного характера, а также при необходимости может стать мощным стимулом к последующей творческой деятельности, самостоятельному творческому поиску в рамках изучаемой темы.

Проектная деятельность. Проект представляет собой интерактивную, самостоятельную работу обучающихся над темой или проблемой под руководством учителя, имеющую конечный продукт, который нужно представить и защитить. Начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею, является младший школьный возраст. Конечно, этот возраст накладывает естественные ограничения на организацию подобного вида работы, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в подобную деятельность нужно обязательно, начиная с первого года обучения. Вначале это могут быть доступные творческие задания проектного характера, например: создание книжки-азбуки «The ABC», книжки-малышки по определенной теме («Colours», «Animals»), изготовление открыток и тематических поделок, приуроченных к различным праздникам (Christmas Tree, Easter Bunny, валентинки).

С течением времени сложность выполняемых творческих работ и самостоятельность в их разработке постепенно возрастает. Например, в 3-4 классах учащиеся выполняют мини-проект «My Family», в ходе которого ребята создают свои генеалогические древа на английском языке.

Участие в проектах, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям школьников, их интересам, предоставляет обучающимся возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач, таким образом, повышая интерес и мотивацию к изучению иностранного языка, развивая интеллектуальные и коммуникативные способности, волевые усилия, раскрывая творческий потенциал обучающегося, способствуя формированию и совершенствованию общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности (учит работать с различными источниками знаний, знакомит с приемами самостоятельного поиска информации, в том числе выделять и фиксировать главные и опускать второстепенные факты, устанавливать логическую последовательность изложения материала и т.п, совершенствует умение планировать свое речевое и неречевое поведение, формирует регулятивные действия самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности), в целом повышая активность разных по уровню развития и способностям учащихся, ведь участие в проектеучащихся с низким уровнем обученности, пусть даже на вторых ролях, повышает их самооценку.

Здоровьесберегающие технологии. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. [4;17] Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием их здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и прав ильная организация учебной деятельности, в том числе и на уроках английского языка, а именно: строгая дозировка учебной нагрузки; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Учитывая последний пункт, учитель постоянно должен заботиться о поддержании активного, но оптимального темпа урока. А обучение английскому языку обладает широким спектром возможностей для формирования и сохранения активности школьников, в том числе познавательной, на протяжении всего урока. Это и смена видов учебной деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), и режимов работы (учитель-ученик, ученик-ученик, фронтальная, групповая, индивидуальная работа), и проведение физкультминуток и минуток релаксации под знакомые школьникам зарубежные мелодии и ритмы, и регулярное использование технических средств обучения как активизирующего и оптимизирующего элемента образовательного процесса.

Таким образом, оптимальный ритм и режим работы на уроке английского языка, обеспечивающий полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками, способствует воспитанию здорового ученика, который с удовольствием включается во все виды деятельности, жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами и, как результат, способен к активному, заинтересованному и успешному познанию окружающего мира.

Игровые технологии. Включая элементы игры в учебный процесс, учитель получает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации, учитывая при этом, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них.

Игровые формы и приемы, применяемые на уроке, весьма разнообразны:

· фонетические, лексические, грамматические игры;

· подвижные игры (физкультминутки, игра в животных «Представьте себя животным и расскажите о себе»);

· игры-соревнования (дети делятся на группы, команды (по рядам) и выполняют условия игры: «Кто быстрее ответит на вопросы по теме?»);

· игры с предметами (мяч, шар, кукла);

· ролевые игры.

Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии). Важным средством обучения, контроля и управления учебным процессом являются современные информационно-коммуникационные технологии. При изучении курса иностранного языка ИКТ приобретают особое значение. С помощью компьютерных технологий становится возможным применение на уроках обучающих компьютерных программ. Интернет-ресурсы позволяют организовывать изучение, закрепление и контроль изучаемого материала в необычной, интересной форме. Компьютер помогает в разработке и презентации проектов, способствует реализации здоровьесберегающих, игровых, личностно-ориентированных технологий, выступает ярким средством наглядности в целом.

С другой стороны, Интернет-ресурсы – это доступное и удобное средство знакомства с культурой других стран и народов, получения информации, неиссякаемый источник дополнительных знаний. Наглядные материалы, мультимедиа презентации, видеоролики и видеофильмы – вот неполный перечень того, что привносит краски в урок иностранного языка, расцвечивает его и делает зарубежную культуру ближе и понятнее.

Находясь в классе на уроке, школьники имеют возможность осуществить путешествие через время и пространство: отправиться в прошлое своей или чужой страны, окунуться в исторические процессы, происходившие там, или полюбоваться на красоту современного мира, побывать в странах изучаемого языка – и не только, познакомиться с их жителями, набраться новых знаний и впечатлений. Здесь речь идет уже о другом методе – погружение в иноязычную культуру, но и здесь ИКТ-технологии являются основополагающим и значимым компонентом.

Информационные технологии, таким образом, являются базовым фактором создания так называемой информационно-обучающей среды, которая представляет собой совокупность условий, которые позволяют школьникам формировать и развивать языковые знания, речевые умения и навыки, социокультурную и коммуникативную компетентности, окунуться в культуру страны изучаемого языка, способствуют развитию личности учащегося в целом. Моделирование аутентичной среды посредством привлечения ИКТ способствует активной познавательной деятельности школьников, мотивирует к более успешному освоению языка, создает положительный настрой и формирует интерес к его дальнейшему изучению и позволяет развивать творческую активность и самостоятельность.

Ситуация успеха. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии и тактики. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя, т.е. создать такую ситуацию успеха.

Ситуация успеха, переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; у него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха, развивается инициативность, креативность, активность; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру, активизирует его познавательные процессы и мотивацию к учению, стимулирует к высокой результативности труда, повышает интерес и внимание к тому, что происходит вокруг.

И самое главное, во-первых, ситуации успеха должны иметь системный, а не случайный и временный характер, а во-вторых, по словам Василия Александровича Сухомлинского, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой». [5;68] Ведь стоит только ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя или что учитель хоть малость неискренен с ним, радость успеха может померкнуть.

Нестандартные формы работы. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, в школах происходит постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Среди нестандартных уроков можно выделить следующие: урок Интернет-проект, видеоурок, урок-экскурсия, урок-игра, урок-схема., интегрированный урок. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника на разных этапах работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку, стимулирует интерес учащихся к изучению иностранного языка, способствует развитию познавательного и коммуникативного интереса, стремлению к самостоятельной работе по овладению иностранным языком, позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний, способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала, формирует навык интегрированного применения знаний иностранного языка и других областей знания.

Формирование познавательной активности школьников и привитие им интереса к английскому языку, начиная с начальной школы, позволяет сохранять и даже улучшать успеваемость и качество знаний по предмету, а также расширять его рамки и вовлекать учащихся во внеклассную работу (проектную, исследовательскую, творческую), объединяя деятельность учителя и учащихся в единую систему «урок-внеурочная деятельность», что в свою очередь способствует достижению и глобальных целей современной системы образования, и локальных задач каждого конкретного урока.

Список литературы:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N393) / http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm (по состоянию на 28.04.2023).

2. Лозовая В.И. Формирование познавательной активности школьников в процессе организации их общения: Учеб. пособие / В.И. Лозовая, Л.Н. Калашникова. – Харьков: ХГПИ, 1990. – 84 с.

3. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009.

4. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1972. –254 с.

6. Федеральный государственный стандарт общего образования / Вестник образования, 2009, №1.

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Щукина Г.И. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
2023