Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Белозерова Н. Н., Максимова Н. И. Проект "Неделя здоровья"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Именно в дошкольном возрасте, в результате педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Особенно остро эта задача стоит в северных регионах, в которых негативное влияние природно-климатических условий приводит к значительному увеличению количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе.
Цель проекта:
формирование основ ЗОЖ, создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка.
Задачи проекта:
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий
- формировать первичные представления о ЗОЖ
- дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека
- формировать потребность в соблюдении навыков гигиены
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка
- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества
Тип проекта:
краткосрочный – групповой – 15 ноября 2021 – 19 ноября 2021
Участники проекта:
педагоги, дети и их родители
Предполагаемый результат:
1. Расширение знаний детей о своем здоровье.
2. Желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
3. Знакомство с ролью витаминов в жизни человека.
4. Знакомство с произведениями худ. литературы по теме.
5. Знакомство со строением тела человека.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный
- подбор наглядного материала, иллюстраций, художественной литературы по теме проекта
- обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта
- ознакомление родителей с целями и задачами проекта, привлечение родителей к педагогическому сотрудничеству
2 этап – практический
- организация консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье. /консультации, информационные стенды, буклеты/
- подготовка выставок детско-родительских работ, комплексы утренней гимнастики и бодрящей гимнастики после сна, картотеки подвижных и малоподвижных игр.
3 этап – заключительный
- выставка детско-родительских работ (спортивные атрибуты, рисунки)
Результативность:
- у детей сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни;
- закрепили осознание родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности).
Продукт проектной деятельности:
1. Буклеты для родителей «Здоровый образ жизни»
2. Лепбук «Спорт»
3. Картотека подвижных и малоподвижных игр
4. Картотека поговорок, пословиц, загадок о здоровье, полезных продуктах, частях тела
5. Выставка детских рисунков «Если хочешь быть здоров»
6. Выставка детско-родительских работ «Спортивный атрибут»
7. Информационный материал для родителей:
- памятки по формированию ЗОЖ: «Подвижный образ жизни – залог детского здоровья»;
- консультации для родителей: «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Здоровье всему голова», «Здоровый малыш», «Закаливание детей дошкольного возраста»
Приложение
Тематический план «Неделя здоровья»
День недели. Цель мероприятия.
Понедельник – «Я и мое тело»
1. Познакомить с главными органами человеческого организма (сердце, желудок, легкие, печень).
2. Расширять знания детей об организме человека.
3. Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание.
4. Научить любить себя и свой организм.
5. Вызвать желание заботиться о своем здоровье, беречь свое здоровье.
6. Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедий серии «Как устроено тело человека»
7. Дидактическая игра - пазл «Тело человека»;
8. Рисование «Автопортрет»
9. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Вторник – «Помощники моего здоровья»
1. Формировать понимание необходимости закаливания организма.
2. Прививать любовь к утренней гимнастике, физическим и дыхательным упражнениям, точечному массажу.
3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
4. Консультация для родителей: «Закаливание детей дошкольного возраста»
5. Буклеты для родителей «Здоровый образ жизни»
6. Памятки для родителей по формированию ЗОЖ
7. Беседа: «Как мы можем помочь себе быть здоровыми»
8. Дидактическая игра «Части тела»
9. Подготовка к выставке детско-родительских работ:
- рисование «Мы со спортом крепко дружим!»
- пополнение физкультурного оборудования (с привлечением родителей).
Среда – «Здоровое питание. Витамины»
1. Уточнить и закрепить знания детей о происхождении продуктов питания.
2. Дать детям знания о пользе продуктов питания.
3. Дать детям элементарные знания о пользе витаминов, их влиянии на детский организм.
4. Способствовать созданию мотивации у детей на формирование здорового образа жизни.
5. Беседа: «Зачем человеку завтракать, обедать, ужинать»;
6. Практический показ презентации «Вредные и полезные продукты»
7. Презентация «О пользе витаминов»
8. Дидактические игры «Вредно-полезно», «Съедобное-несъедобное»
9. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
10. Подборка материала «Витамины у нас на столе» (совместная деятельность родителей и детей).
Четверг – «Мойдодыр. Правила гигиены»
1. Формировать у детей представления о правилах личной гигиены.
2. Дать детям представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы).
3. Продолжать консультировать родителей по теме «Личная гигиена»
4. Беседа «Мой друг – Мойдодыр»
5. Практический показ эксперимента «Чистые руки»
6. Игры-эстафеты «Собери мусор»
7. Чтение и показ презентации «Федорино горе»
8. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Пятница – «Мы со спортом крепко дружим»
1. Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
2. Воспитывать желание добиваться успехов в спортивных состязаниях, различных соревнованиях.
3.Подвижные игры на улице «Перетягивание каната», «Палочка-моталочка»
4. Пословицы и поговорки о спорте
5. Дидактическая игра «Летние и зимние виды спорта»
6. Работа с лэпбуком «Спорт»
7. Подвижная игра «Передай обруч»
Список используемой литературы:
1.      Жигалева А.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А.Н.Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2017. - №8
2.      Карасева Н.С., Хохлова Г.Т. Формирование основ здоровьесбережения и собственной безопасности у дошкольников / Н.С.Карасева // Дошкольник. РФ – 2020. - №5 (126)
2022