Актуальность проблемы. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Именно в дошкольном возрасте, в результате педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Особенно остро эта задача стоит в северных регионах, в которых негативное влияние природно-климатических условий приводит к значительному увеличению количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе. Цель проекта: формирование основ ЗОЖ, создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Задачи проекта: - способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий - формировать первичные представления о ЗОЖ - дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека - формировать потребность в соблюдении навыков гигиены - повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка - привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества Тип проекта: краткосрочный – групповой – 15 ноября 2021 – 19 ноября 2021 Участники проекта: педагоги, дети и их родители Предполагаемый результат: 1. Расширение знаний детей о своем здоровье. 2. Желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. 3. Знакомство с ролью витаминов в жизни человека. 4. Знакомство с произведениями худ. литературы по теме. 5. Знакомство со строением тела человека. Реализация проекта: 1 этап – подготовительный - подбор наглядного материала, иллюстраций, художественной литературы по теме проекта - обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта - ознакомление родителей с целями и задачами проекта, привлечение родителей к педагогическому сотрудничеству 2 этап – практический - организация консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье. /консультации, информационные стенды, буклеты/ - подготовка выставок детско-родительских работ, комплексы утренней гимнастики и бодрящей гимнастики после сна, картотеки подвижных и малоподвижных игр. 3 этап – заключительный - выставка детско-родительских работ (спортивные атрибуты, рисунки) Результативность: - у детей сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни; - закрепили осознание родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности). Продукт проектной деятельности: 1. Буклеты для родителей «Здоровый образ жизни» 2. Лепбук «Спорт» 3. Картотека подвижных и малоподвижных игр 4. Картотека поговорок, пословиц, загадок о здоровье, полезных продуктах, частях тела 5. Выставка детских рисунков «Если хочешь быть здоров» 6. Выставка детско-родительских работ «Спортивный атрибут» 7. Информационный материал для родителей: - памятки по формированию ЗОЖ: «Подвижный образ жизни – залог детского здоровья»; - консультации для родителей: «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Здоровье всему голова», «Здоровый малыш», «Закаливание детей дошкольного возраста» Приложение Тематический план «Неделя здоровья» День недели. Цель мероприятия. Понедельник – «Я и мое тело» 1. Познакомить с главными органами человеческого организма (сердце, желудок, легкие, печень). 2. Расширять знания детей об организме человека. 3. Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание. 4. Научить любить себя и свой организм. 5. Вызвать желание заботиться о своем здоровье, беречь свое здоровье. 6. Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедий серии «Как устроено тело человека» 7. Дидактическая игра - пазл «Тело человека»; 8. Рисование «Автопортрет» 9. Сюжетно-ролевая игра «Больница» Вторник – «Помощники моего здоровья» 1. Формировать понимание необходимости закаливания организма. 2. Прививать любовь к утренней гимнастике, физическим и дыхательным упражнениям, точечному массажу. 3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. 4. Консультация для родителей: «Закаливание детей дошкольного возраста» 5. Буклеты для родителей «Здоровый образ жизни» 6. Памятки для родителей по формированию ЗОЖ 7. Беседа: «Как мы можем помочь себе быть здоровыми» 8. Дидактическая игра «Части тела» 9. Подготовка к выставке детско-родительских работ: - рисование «Мы со спортом крепко дружим!» - пополнение физкультурного оборудования (с привлечением родителей). Среда – «Здоровое питание. Витамины» 1. Уточнить и закрепить знания детей о происхождении продуктов питания. 2. Дать детям знания о пользе продуктов питания. 3. Дать детям элементарные знания о пользе витаминов, их влиянии на детский организм. 4. Способствовать созданию мотивации у детей на формирование здорового образа жизни. 5. Беседа: «Зачем человеку завтракать, обедать, ужинать»; 6. Практический показ презентации «Вредные и полезные продукты» 7. Презентация «О пользе витаминов» 8. Дидактические игры «Вредно-полезно», «Съедобное-несъедобное» 9. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; 10. Подборка материала «Витамины у нас на столе» (совместная деятельность родителей и детей). Четверг – «Мойдодыр. Правила гигиены» 1. Формировать у детей представления о правилах личной гигиены. 2. Дать детям представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы). 3. Продолжать консультировать родителей по теме «Личная гигиена» 4. Беседа «Мой друг – Мойдодыр» 5. Практический показ эксперимента «Чистые руки» 6. Игры-эстафеты «Собери мусор» 7. Чтение и показ презентации «Федорино горе» 8. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Пятница – «Мы со спортом крепко дружим» 1. Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности. 2. Воспитывать желание добиваться успехов в спортивных состязаниях, различных соревнованиях. 3.Подвижные игры на улице «Перетягивание каната», «Палочка-моталочка» 4. Пословицы и поговорки о спорте 5. Дидактическая игра «Летние и зимние виды спорта» 6. Работа с лэпбуком «Спорт» 7. Подвижная игра «Передай обруч» Список используемой литературы: 1. Жигалева А.Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А.Н.Жигалева // Воспитатель ДОУ – 2017. - №8 2. Карасева Н.С., Хохлова Г.Т. Формирование основ здоровьесбережения и собственной безопасности у дошкольников / Н.С.Карасева // Дошкольник. РФ – 2020. - №5 (126)