НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Епифанова Е.Ю. Формирование проектно-исследовательских компетенций учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует современное образование всех участников образовательного процесса на развитие личности учащегося на основе освоения способов действия. Для достижения новых результатов образования должен быть изменен учебный процесс, преподаватели должны использовать такие технологии проведения уроков, которые способствуют формированию у школьников личностных метапредметных компетенций. От современного учителя требуется дать детям умения и навыки, развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Эту задачу успешно решает использование технологий проблемного обучения. На уроках, где учитель использует технологию проблемного обучения, ребята больше думают, у них активнее формируется мышление, развиваются творческие способности, учащиеся учатся проявлять инициативу и отстаивать свою позицию, защищать свое мнение. Разработанные мною методы: использование проблемных вопросов, постановка проблемы, проведение лабораторных опытов и экспериментов, повышают эффективность усвоения учащимися материала по биологии, а также повышать интерес ребят к изучению многих тем биологии.

Развитие познавательного интереса на уроках биологии начинается уже в пятом классе. При изучении многих тем мы с детьми проводим опыты, эксперименты. Успешность проекта определяется проблемным вопросом. Опыты ребята ставят групповые или индивидуальные. Исследовательская деятельность очень интересует учеников. И залог успеха на уроке – это правильно поставленный эксперимент или опыт. Дети учатся ставить проблему, выдвигать гипотезу, учатся работать с лабораторным оборудованием, учатся работать в группе, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, работать с дневником наблюдений, оформлять лабораторный опыт или эксперимент.

При изучении темы «Бактерии. Строение. Разные виды бактерий. Бактерии-паразиты. Полезные бактерии. Меры профилактики заболеваний» мы проводим коллективный проект. Чтобы выяснить при каких условиях бактерии размножаются, живут; нам необходимо изучить информацию об условиях жизни бактерий. Предварительно дети готовят информацию о бактериях. Чтобы поставить эксперимент в школе, необходимы специальное оборудование и условия. Узнаем информацию о чашках Петре, в которых обычно выращиваются колонии бактерий. Сбор информации обычно проходит быстро, и каждая группа делится сообщениями. Постановка опыта проходит на уроке и все этапы опыта и наблюдения дети учатся оформлять в дневник наблюдений. Далее учащимся предполагается объяснить полученные результаты, сделать выводы по результатам исследований, охарактеризовать, объяснить и классифицировать полученные данные. Овладение методами научного познания - это основные виды учебной деятельности ученика в процессе обучения биологии. Технология проблемного обучения успешно обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках, развитие мышления и способностей обучающихся.

При изучении темы «Плесневелые грибы» обязательно проводим опыт по получению плесени в домашних условиях. Постановка опыта и эксперимента и изучение строение плесневелого гриба под микроскопом

Тема «Размножение растений. Вегетативное размножение растений» так же предусматривает постановку опытов и эксперимента: «черенкование традесканции», «выращивание бегонии и фиалки листьями», «вегетативное размножение хлорофитума».

Тема «Строение семян» - опыты «проращивание семян фасоли и пшеницы», «условия прорастания семян».

В современной школе обучаются дети с разными способностями. У каждого школьника свои интересы, желания, возможности. Но, не смотря на это, мы должны создать для всех учащихся условия приобретения знаний и навыков, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Научно-практическая деятельность на уроках и во внеурочное время организована среди учащихся. Ребята в этом возрасте любознательны. Поэтому на уроках при изучении конкретных тем, используя методы проблемного обучения, развивающие творчество, самостоятельность в поиске знаний, отмечаю воздействие научно - технического прогресса на окружающий мир, определяю проблему, стараюсь заинтересовать ребенка, но не даю конкретного объяснение возникшей проблеме, предоставляя возможность ученику самому найти ответы на поставленные вопросы. Первым этапом для осуществления исследовательской работы является работа с дополнительной литературой. Учащегося, прежде всего, необходимо научить проанализировать, осмыслить материал, проявить мыслительную активность в его усвоении. [2, 4].

Вторым этапом является постановка опыта, написание докладов, рефератов. Эта работа формирует умение держать себя перед публикой, ребята учатся самостоятельности мышления, подбирать дополнительную литературу по теме, находить в ней нужную информацию.

Третий этап – проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследования. И последний этап – уроки-исследования с экологической направленностью, которые включены в рабочую программу, а также и во внеклассную работу.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой экологической проблеме. Выяснение местных экологических проблем. Определение цели исследования и путей её решения. Например, оценить экологическое состояние воздуха или воды.

2. Исследовательский этап: изучение состояния среды или предлагаемой проблемы на практике, проведение полевых исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента. Например, определить цвет, запах, воды, состав воды.

3.Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение на школьных и районных конференциях. Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся по биологии как средство экологического образования необходимо применять, поскольку она активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию планетарного экологического мышления, затрагивает чувства учащихся, заставляет мыслить самостоятельно, и что немаловажно, возрастает интерес к биологическим наукам. [5].

Более десяти лет мы проводим проектные недели в школе, в которых участвуют дети разных возрастов со своими наработками и экспериментами.

Основными задачами данного мероприятия являются:

1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся, в

соответствии с их научными интересами.

2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3. Оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.

5. Рецензирование научных работ.

6. Участие в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.

В научную работу учащихся может включиться каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Целью работы школьного мероприятия является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности.

Преобладающая форма деятельности – исследовательская работа, которая ведётся по следующим направлениям:

«Планета Земля в опасности»

«Загрязнение окружающей среды»

«Антропогенное воздействие на окружающую среду и его последствия»

«Изменение состава воздуха планеты»

За это время учащимися были разработаны и защищены более двух десятков научно-исследовательских проектов, многие из них стали победителями и призерами на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

В результате данной деятельности учащийся получает дополнительно фундаментальные знания по изученной теме, которые дополняют базовый курс биологии. У школьника формируются навыки исследовательской работы, умение отбирать нужную информацию, используя разнообразные источники, представлять материал в печатном и электронном виде, грамотно защищать свои взгляды на поставленные проблемы. [2].

Таким образом, можно говорить о том, что в результате такой деятельности вырабатываются и развиваются специфические умения и навыки. Путем интеграции различных приемов и методов в учебном процессе можно учить:

· проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделение проблем, формулирование ведущей проблемы и постановка задачи, вытекающей из этой проблемы);

· целеполаганию и планированию деятельности;

· самоанализу и рефлексии;

· презентации хода своей деятельности и результатов;

· умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

· поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

· практическому применению знаний, умений, навыков в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;

· проведению исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

В ходе такой работы обязательно находятся учащиеся, которым изучаемая проблема очень интересна. С ними работа продолжается уже во внеурочное время. Результатом служат подготовленные проекты, лучшие из которых демонстрируются на итоговых уроках в рамках изучаемой темы.

Итак, при помощи описанных выше приемов и методов можно развивать исследовательскую компетентность, выделить учащихся, которые имеют способности к публичным выступлениям, которые наиболее заинтересованы и талантливы в предмете. Далее работа продолжается на занятиях по внеурочной занятости.

Это уже индивидуальная работа с учениками по написанию исследовательских работ. Исследовательская деятельность организуется автором опыта в несколько этапов:

I этап – организационный. На данном этапе происходит выбор интересующей тематики исследования, причем тема должна быть и актуальной, и соответствовать интересам и способностям учащегося. На организационном этапе необходимо познакомить ученика с правилами написания исследовательских работ, мотивировать его на продуктивную деятельность.

II этап – этап сбора и обработки информации. Этап трудоемкий. Ученику необходимо изучить как можно больше источников, обозначить цели и задачи исследования, методы, выделить предмет и объект исследования, определить гипотезу, затем все проанализировать и обобщить.

III этап – итоговый. На данном этапе необходимо изложить наиболее важные моменты на бумаге. При этом необходимо дать определения основным понятиям, сделать и изложить свои умозаключения, подтвердив их примерами, и затем правильно презентовать свое исследование, публично его защитив.

Таким образом, в результате освоения правил ведения исследовательской деятельности, учащиеся получают следующие умения:

· способность ставить и решать исследовательские задачи;

· осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации;

· создавать значимые продукты исследовательской деятельности;

· способность эффективно строить научное общение.

Эффективнее всего исследовательскую деятельность начинать с детьми первого класса, продолжать в среднем звене, тогда к старшим классам можно увидеть, насколько результативно могут работать школьники, имея хорошо сложившееся понимание того, как правильно заниматься исследовательской деятельностью. [2, 4].

При активном использовании учебно-лабораторного оборудования в школе успешнее достигаются общие цели образования. Легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам. Кроме того, комплект лабораторного оборудования позволяет вовлечь учащихся в социально-значимую, проектную и исследовательскую деятельность, организовать свой досуг.

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что наличие учебно-лабораторного оборудования и его эффективное использование в процессе обучения способствует повышению познавательной активности, наглядности преподавания, формированию навыков самоконтроля, обеспечивает прочность и осознанность усвоения материала, способствует повышению качества знаний и является одним из факторов, приводящих к усвоению ФГОС учащимися.

Методические рекомендации по формированию

проектной деятельности школьников.

· При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности школьников.

· Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких им областей.

· После выбора темы начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.

· Длительность выполнения проекта целесообразно ограничивать одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочного и внеурочных занятий.

· В процессе работы над проектом проводить со школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.

· При выполнении проектов дети могут работать группами.

· Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся, удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса.

· В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.

· Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

· Помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить презентацию. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители.

· Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, который создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом.

Литература1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

4. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

5. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. - №6. - С. 35-43.

6. Егоров Е.Е., Анисенко А.В., Бурлакова Ю.В., Быкова Н.С. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4
2022