Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Мазницына А.М. Эвристический подход к обучению иноязычной письменной речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Роль иностранного языка в системе образования значительно повысилась вследствие глобальных изменений в обществе. Важнейшей целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является, с одной стороны, формирование коммуникативной компетенции учащихся, а с другой, умения осуществлять сотрудничество и взаимодействие в рамках диалога культур. Поскольку во многом успех в овладении иностранным языком зависит от активности самих учащихся, их способности к самостоятельной деятельности, самовыражению и творчеству, то наблюдается всесторонний поиск методов и технологий, способных обеспечить не только высокий результат обучения, но и раскрытие творческого потенциала личности каждого учащегося.
Данная статья посвящена проблеме применения эвристического подхода к обучению иноязычной письменной речи, под которой понимаются индивидуальное новокомбинирование языкового и речевого материала (лексико-грамматических и стилистических средств) для выражения оригинальных (новых, нестандартных) мыслей и осуществления письменной коммуникации. В рамках данного подхода формирование навыков письменной речи осуществляется с учетом личностных характеристик учащихся и способствует их творческой самореализации.
Поиск более эффективных методик связан, прежде всего, с недостатками традиционного обучения иностранному языку, среди которых можно выделить следующие:
-         ориентированность в большей степени на развитие памяти, а не мышления, что тормозит формирование творческих способностей;
-         малая доля творческих заданий;
-         репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения;
-         противоречие между содержательным и процессуальным компонентами обучения (объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения).
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что традиционное обучение во многом способствует не творческой самореализации учащихся, а развивает способность к подражанию, копированию, механическому запоминанию. На наш взгляд, многие указанные проблемы могут быть преодолены с помощью эвристического подхода, который стимулирует творческую самореализацию учащихся и за счет этого, позволяет повысить как мотивацию к изучению предмета, так и качество результатов обучения.
Раскрытие творческого потенциала учащихся в рамках эвристического обучения способно влиять на успешность обучения иностранному языку вследствие следующих факторов:
1.                      активизация самостоятельный деятельности учащихся;
2.                      индивидуализация обучения;
3.                      повышение активности и мотивации учащихся на уроке;
4.                      проявление интеллектуально-творческого потенциала у учащихся.
Формирование навыков письменной иноязычной речи происходит в трех плоскостях: исполнения (графическое изображение), выражения (речь) и содержания (мышление). Таким образом, формирование навыков письменной речи предполагает:
1.                      овладение орфографией иностранного языка (написание букв, слов, копирование текстов);
2.                      обучение письму (составление письменного сообщения по образцу).
3.                      формирование навыков свободного письма (составление письменных текстов, выражающих мысли учащихся по определенной теме).
Для развития первых двух навыков и умений требуется последовательное использование системы упражнений для развития письменной речи, которая включает в себя две большие группы: подготовительные и речевые.
Подготовительные упражнения предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для обучения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей. К подготовительным упражнениям прежде всего следует отнести разнообразные упражнения с моделями (трансформация моделей, расширение их и т. п.).
Система речевых упражнений связана с воспроизведением по памяти группы связанных по смыслу предложений, что близко к самодиктанту.
Письменные умения и навыки учащихся в свободном письме нередко значительно отстают не только от графических и письменных умений, но и от уровня обученности другим видам речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения).
Применение эвристического подхода в обучении письменной иноязычной речи позволяет не только развивать и совершенствовать навыки графического письма и написания письменных сообщений по определенному образцу, а способствует развитию навыков и умений творческой письменной речи, под которой понимается свободное и творческое выражение мыслей учащихся в письменной форме, сопряженное с раскрытием интеллектуального и познавательного потенциала личности каждого ученика.
В эвристической дидактике на сегодняшний день существует большое количество техник, на основе которых могут быть созданы разнообразные упражнения, главной целью которых является организация процесса обучения иноязычной письменной речи как творческого процесса.
Далее мы приведем несколько примеров заданий и упражнений, которые могут выполняться при работе над всеми тремя видами письма.
Для обучения орфографии (контролируемого письма) применяются игры, включающие задания на составление слов из определенных букв, на расшифровку слов по заданному шифру, на расположение частей текста в соответствии с картинками. Такие игры могут стать основой фонетической или лексической разминки, при которых варианты слов могут варьироваться, что способствует проявлению творчества и фантазии учащихся.
Для развития навыков направляемого письма в рамках эвристического метода эффективно использовать различные виды проектной работы учащихся, связанных с составлением таблиц, плакатов, кластеров, газет, диаграмм по изученным темам. При такой работе, с одной стороны, контролируется усвоение знаний, а с другой, дается возможность для творческой самостоятельной работы учеников. Кроме того, выполнение заданий такого рода позволяет развивать критическое мышление, умение выбирать необходимую информацию, которую следует запомнить или проиллюстрировать, что в дальнейшем станет основой формирования умения составлять планы и тезисы выступлений или сочинений.
Для развития творческой самореализации учащихся в обучении письменной речи нам представляются эффективными так называемые управляемые поэтические упражнения, предполагающие создание небольших стихотворений на изучаемом языке по заданной схеме или изменение ранее выученных стихов с использованием активного словаря.
Также при обучении творческой письменной речи на занятиях по иностранному языку могут с успехом применяться следующие эвристические техники:
1.                      Метод свободных ассоциаций (ассоциативные техники «автоматическое письмо», Free-Writing, Clustering и Mind Map), суть которого состоит в нахождении ассоциаций к отдельным словам, фразам, текстам, изображениям, предметам или же музыке.
2.                      Метод «Если бы…», заключающийся в предоставлении возможности учащимся рассмотреть определенную проблему с позиции «если бы…», что, безусловно, способствует развитию творческого воображения, а результатом такой работы могут стать сочинения, проекты.
3.                      Метод прогнозирования, основной целью которого является развитие воображения учащихся. Учитель предоставляет начало какого-либо рассказа или истории, а учащиеся получают задание продолжить его. Впоследствии получившийся результат сравнивается с оригиналом.
4.                      Метод рецензий, который развивает умение учащихся критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты, что является необходимым условием творческого самоопределения личности.
Безусловно, в процессе обучения иноязычной письменной речи помимо описанных техник могут применяться другие эвристические методы, такие как: «мозговой штурм», «эмпатия» и др.
Таким образом, эвристические техники способствуют формированию навыков творческой иноязычной письменной речи, развитию фантазии, воображения, творческих способностей учащихся, предоставляют возможность для выражения индивидуальности, раскрытия своего «я», так как именно личность обучающегося с ее эмоциями, чувствами, идеями находится в центре процесса обучения.

Библиографический список

1.       Гужова Н. В. Методика обучения иностранных граждан продуктивной письменной речи на начальном этапе обучения (на материале сочинения с элементами рассуждения): автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2002. 23 с.
2.       Макарова Ю. А. Развитие творческих способностей студентов при обучении иностранному языку посредством креативных техник // В мире научных открытий. 2014. № 1.1. С. 451-464.
2019