НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Короваева Н.В. Конспект прогулки в старшей группе ДОУ на тему «Русская народная игрушка»

Библиографическое описание:
Короваева Н.В. Конспект прогулки в старшей группе ДОУ на тему «Русская народная игрушка» // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Цель: формировать и расширять знания детей о народных промыслах через ознакомление с народной игрушкой и организацию игровой деятельности в ходе прогулки.

Задачи:

«Образовательные»: расширять представления о народных игрушках;

«Развивающие»:

●Развивать интерес к истории и культуре своего народа;

●Развивать память, внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.

«Воспитательные»: воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Предварительная работа: чтение произведений устного народного творчества, знакомство с видами и росписями народных игрушек, кукол, заучивание стихов и закличек.

Оборудование: наглядное пособие матрёшки, филимоновской и дымковской игрушек, куклы из соломы и тряпок, макеты домов, дидактический материал «Матрёшки», раскраски.

Вводный этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение сегодня?

(Ответы детей)

Физминутка «Здравствуйте»

Встанем мы в кружочек дружно.

Здравствуй, правая рука! (Правая рука вперёд)

Здравствуй, левая рука! (Левая рука вперёд)

Здравствуйте, ладошки (Поворачивают ладошки вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп (3 раза хлопают)

Здравствуйте, ножки (Пружина)

Топ-топ-топ! (топают)

Здравствуйте, мои друзья! (Берутся за руки)

Всем привет! Машу вам я! (Машут друг другу).

Воспитатель: Ребята, давным-давно, когда не было магазинов, всё покупали на базарах и ярмарках. У детей не было столько игрушек, как у вас сейчас. Родители придумывали и мастерили детям игрушки сами.

Вот посмотрите кукла из соломы, кукла из тряпочек (показ игрушек)

Но время шло и в мире стали появляться умельцы, которые делали разные виды кукол и игрушек.

2.Основной этап

Воспитатель: Я приглашаю вас сегодня отправиться в Город Мастеров, город, где живут и работают люди-мастера своего дела.

Ребята, нужно торопиться в Город Мастеров, путь предстоит неблизкий!

Воспитатель: Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы пойдём,

За вагончиком вагон.

Я колёсами кручу,

Прокатить вас всех хочу,

Чух-чух, ту-ту, вас на ярмарку везу.

Воспитатель: Вот и добрались мы. В красивом городе на красивой улице стоят три дома. Посмотрите, ребята. Живут в этих весёлых домах весёлые игрушки.

Воспитатель: Отгадайте дети, какие игрушки живут в первом домике?

(ответы детей – Дымковские)

Воспитатель: А как вы догадались?

(ответы детей – По росписи)

Воспитатель: Правильно, ребята. Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым. Да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково.

Жили в том селе люди, которые лепили из глины….

Игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор».

Эти игрушки называли дымковские.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть в игрушки?

(ответы детей – Да)

Воспитатель: Давайте ненадолго в них превратимся, становитесь в круг, как только я вам буду называть какую-либо игрушку, нужно постараться изобразить её.

Подвижная игра «Дымковские игрушки»

(Дети стоят по кругу. Воспитатель произносит слово «Барыня», и дети стараются двигаться, как барыня. Так и слова: конь, птица.)

Воспитатель: Ребята, а в этом домике живут самые звонкие игрушки. Их называют «Филимоновские».

Потому что ими можно свистеть. Еще их называют свистульки.

(Воспитатель читает стихотворение Н.В. Денисова «Филимоновская игрушка»)

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Рассказ воспитателя

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины (ответы детей)

Какие эти игрушки? (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель: А теперь давайте представим, что у нас в руках филимоновская свистулька (раздача трубочек)

Воспитатель: Ребята, закрываем глазки все, не подсматриваем. Представим, что у нас в руках игрушка, глубоко вдохни, сделали рот трубочкой и дуйте.

Воспитатель: Ребята, а кто живёт в этом красивом домике? Попробуйте отгадать загадку.

Загадка:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть: Может – 3, а может – 6.

Разрумянилась немножко.

Это русская ...матрёшка.

Дидактическая игра «Матрёшки»

(раздача матрёшек)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на свою матрёшку и на матрёшку своих товарищей. Вам нужно стать по порядку от самой большой до самой маленькой.

Воспитатель: Ребята, впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна». Она держала в руках чёрного петуха. Платье и сарафан были украшены цветами. (Показ картинки)

Воспитатель: Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую.

Работа в творческой мастерской

(Подводит детей к столам, где лежат силуэты матрешек, фломастеры).

Воспитатель: Посмотрите, этих матрешек мастер забыл раскрасить. Давайте поможем.

(Педагог показывает разукрашенный силуэт матрешки).

Воспитатель: У меня получилась вот такая матрешка, а вы можете раскрасить по своему.

Самостоятельная деятельность детей

Выставка работ детей

Воспитатель: У вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших матрёшек.

(Дети придумывают имена своим матрёшкам).

3.Заключительный

Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали?

Какие моменты вам больше понравились и почему?

Посмотрите, ребята, сможете ли вы теперь различать дымковские, филимоновские игрушки и матрёшек?

(ответы детей – Да)

Воспитатель: Дети, как быстро время летит время, пора возвращаться в детский сад.

Литература:

1. Кузнецова О. Филимоновская игрушка // Народное творчество №1.

2. Шмырева, Н. Знакомим с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание № 7. - С. 125-128.

3. Цветкова, Т. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание №4. – C. 29-32.

4. С. Россихина «Русская народная игрушка» Всесоюзное кооперативное издательство Москва 1959. – С. 3-5.
2024