Библиографическое описание:
Панченко А.Г. Конспект интегрированного занятия в средней группе "Моя семья"" // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Цель: формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и уважают друг друга
Задачи:
Обучающие: закрепить у детей представление о членах семьи, их обязанностях в общем семейном хозяйстве; упражнять их в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы; закреплять умение рисовать красками в рамках нетрадиционной методики («кляксография»).
Развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, двигательную активность, творческую фантазию.
Воспитывающие: воспитывать любовь к дому, к семье, желание заботиться о близких людях, формировать уважительное отношение к труду всех членов семьи, к старшему поколению; воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении работы.
Предварительная работа: беседа на тему «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, выставка работ «Семейное древо»; отгадывание загадок о членах семьи; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, сказок «Три медведя», «Три поросенка», «Красная шапочка»; проведение сюжетно-ролевой игры «Дочки-Матери», «Больница» «Семья»; заучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья», «Дом», физкультминутки «Семейная зарядка»
Материал и оборудование: картонный дом куклы Даши с открывающимися окошками, сундучок с бумажными сердцами, картинки с инструментами, корзинка с предметами для д/игры «Кому, что нужно?», 2 разноцветных обруча, листы с портретами членов семьи Даши без волос, гуашь нескольких цветов, непроливайки, кисточки и коктейльные трубочки по количеству детей, салфетки.
Ход занятия
Организационный момент «Круг радости».
Воспитатель: Ребята, вот и наступило время радостной встречи! Я приглашаю вас в круг радости. Вы рады друг другу? (Да)
Все мы в группе как семья!
Рады все: и ты, и я!
Очень любим вместе быть,
И улыбки всем дарить!
Давайте поздороваемся с гостями!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за домик здесь стоит, и в окошке свет горит? Давайте внимательно его рассмотрим.
Пальчиковая игра «Дом»:
На горе мы видим дом (составленными под углом ладонями имитируем крышу дома)
Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая, как много зелени)
Вот деревья, вот кусты (соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик)
Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)
Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (гладим руками воздух)
Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их)
К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег)
В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху)
В гости к другу мы пришли (пожимаем руку малыша)
И гостинцы принесли (вытягиваем руки вперед, как будто что-то передаем)
Воспитатель: Интересно: кто же в домике живет? А давайте в него постучим? Может нам кто-нибудь откроет. Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг. Что-то никто не открывает, постучу еще разок, ой ребята, а давайте вместе попробуем, повторяйте за мной: тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг.
Появляется кукла Даша.
Даша: «Здравствуйте, ребята! Я девочка Даша и это мой дом! Но живу я в нем не одна. А вы хотите узнать, кто еще живет со мной в моем доме? Для этого вам нужно будет открыть окошки. А чтобы их открыть, надо будет отгадать загадки и выполнить задания. Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)
Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем открыть первое окошко? Вы хотите узнать кто там? Тогда слушайте загадку:
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Дети: мама.
Воспитатель: Да, это мама!
Ребенок открывает первое окошко-кармашек с изображением мамы.
Воспитатель: Мама – это самый близкий родственник, самый родной человек. Ребята, а вы своих мам любите? (ответы детей)
Посмотрите, какой у куклы Даши есть красивый и волшебный сундучок. Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и «положим» их в наш сундучок. Я его открою, а ваши слова будут в него залетать.
Итак, давайте начнем. Мама у нас какая? (ответы детей)
Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Дети: папа.
Ребенок открывает второе окошко-кармашек с изображением папы.
Воспитатель: Ребята, расскажите, а чем ваши папы любят заниматься?
Дети: Забивают гвозди, водят машину, чинят кран…
Воспитатель: Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела! А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа у нас какой?
Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный.
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов мы собрали в наш волшебный сундучок о маме и о папе.
Ребята, Даша предлагает вам поиграть в игру «Что умеют наши папы?».
Давайте покажем, как папы работают с помощью инструментов
Дидактическая игра на звукоподражание с артикуляционной гимнастикой
«Что умеют наши папы»
Папы умеют пилить: вжик-вжик-вжик.
Папы умеют накачивать спущенное колесо: ш-ш-ш-ш-ш.
Папы умеют работать дрелью: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Папы умеют пылесосить: у-у-у-у-у-у-у.
Папы умеют катать ребенка на плечах, как на «лошадке»: цоканье языком, сильно прижимая язык к верхнему нёбу и с усилием его отрывая.
Папы умеют забивать гвозди: тук-тук-тук.
Папы умеют поцеловать своего ребенка: вытянуть губы трубочкой и со звуком разжать их.
Воспитатель: Молодцы! Сразу видно, что помогаете своим папам.
Воспитатель: Теперь давайте попробуем открыть третье окно, а для этого послушайте следующую загадку:
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ….
Дети: бабушки.
Один из детей открывает окошко-кармашек с изображением бабушки.
Воспитатель: Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами; если вам грустно, они успокоят, утешат. Скажите, а у вас есть бабушки? (ответы детей)
Воспитатель: А кто же живет рядом с бабушкой? Давайте отгадаем:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый…
Дети: дед.
Ребенок открывает четвертое окошко-кармашек с изображением дедушки.
Воспитатель: У кого из вас есть дедушка? Ребята, а вы знаете, кем вы приходитесь для дедушки и бабушки? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а сейчас Даша хочет проверить: как хорошо вы знаете своих бабушек и дедушек? Она предлагает вам проиграть в интересную игру «Кому что нужно?»
Перед детьми лежит корзина с предметами и 2 обруча красного и зеленого цветов. Ребят делят на две команды. По команде воспитателя им надо из корзины переложить предметы, которые нужны для бабушки, в красный обруч. А в зеленый обруч - предметы, без которых не обойтись дедушке.
Воспитатель: Начинаем игру по моей команде: 1, 2, 3 - начни! (дети распределяют предметы в два обруча)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы справились с этим заданием! Садитесь на места.
Ребята, посмотрите, осталось одно окошко не открыто, как вы думаете чье оно? (ответы детей). А давайте, проверим, правильно мы угадали или нет?
Ребята открывают пятое окошко-кармашек с изображением куклы Даши.
Даша: Правильно, ребята это мое окошко! Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, с кем живет Даша в своем доме? (ответы детей) Акак их можно назвать одним словом? (семья)
Воспитатель: Правильно, все этих людей, живущих вместе, называют Семьей.
В семье все живут дружно, помогают друг другу и очень любят заниматься спортом. Предлагаю и вам немного отдохнуть.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим
Дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)
Воспитатель: Ребята, у Даши к нам небольшая просьба. Дело в том, что она захотела приготовить подарки для своих членов семьи. Даша заказала их портреты у настоящего художника. Но у него оказалось очень много заказов, поэтому он поторопился и не успел до конца дорисовать портреты. Для начала давайте найдем то, что не дорисовал художник. Проходите за столы.
(дети рассаживаются за столы)
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат портреты членов семьи Даши. Но у них не хватает одной детали? Чего? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, прически (волос). Нам надо будет их нарисовать. Но рисовать мы будем нетрадиционным способом, который называется «Кляксография». Для этого понадобятся краски, вода и коктейльные трубочки.
Демонстрация
Итак, берем кисточку и хорошо окунаем ее в краску любого цвета, проводим линию над бровями. Затем берем коктейльную трубочку и начинаем в нее дуть на проведенную линию от себя, слева направо. Капли краски начинают растекаться вверх, и получается объемная прическа.
Приступаем к работе!
Во время рисования воспитатель подходит к детям, которые нуждаются в помощи, и помогает им.
Воспитатель: Ребята, молодцы! Какие красивые прически вы нарисовали!
Даша: Я очень рада, что вы отгадали мои загадки, выполнили мои задания и узнали, с кем я живу! И большое спасибо вам за помощь! Теперь я точно порадую свою семью подарками. Ну а мне пора домой! До свидания!
Воспитатель: Давайте все вместе попрощаемся с Дашей: «До свидания, Даша!» (Даша уходит в свой дом)
Рефлексия
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии? Кто к нам приходил в гости? Кто живет с Дашей в доме? Что вы сегодня рисовали? Что понравилось вам сегодня на занятии больше всего?
А вы знаете, у меня для вас есть один сюрприз, помните о волшебном сундучке? Так вот там произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко. Посмотрите! (воспитатель достает из сундука сердечки)
Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить и сказать им все эти ласковые и добрые слова, которые вы сегодня говорили!
Панченко А.Г. Конспект интегрированного занятия в средней группе "Моя семья"" // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Цель: формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и уважают друг друга
Задачи:
Обучающие: закрепить у детей представление о членах семьи, их обязанностях в общем семейном хозяйстве; упражнять их в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы; закреплять умение рисовать красками в рамках нетрадиционной методики («кляксография»).
Развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, двигательную активность, творческую фантазию.
Воспитывающие: воспитывать любовь к дому, к семье, желание заботиться о близких людях, формировать уважительное отношение к труду всех членов семьи, к старшему поколению; воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении работы.
Предварительная работа: беседа на тему «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, выставка работ «Семейное древо»; отгадывание загадок о членах семьи; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, сказок «Три медведя», «Три поросенка», «Красная шапочка»; проведение сюжетно-ролевой игры «Дочки-Матери», «Больница» «Семья»; заучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья», «Дом», физкультминутки «Семейная зарядка»
Материал и оборудование: картонный дом куклы Даши с открывающимися окошками, сундучок с бумажными сердцами, картинки с инструментами, корзинка с предметами для д/игры «Кому, что нужно?», 2 разноцветных обруча, листы с портретами членов семьи Даши без волос, гуашь нескольких цветов, непроливайки, кисточки и коктейльные трубочки по количеству детей, салфетки.
Ход занятия
Организационный момент «Круг радости».
Воспитатель: Ребята, вот и наступило время радостной встречи! Я приглашаю вас в круг радости. Вы рады друг другу? (Да)
Все мы в группе как семья!
Рады все: и ты, и я!
Очень любим вместе быть,
И улыбки всем дарить!
Давайте поздороваемся с гостями!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за домик здесь стоит, и в окошке свет горит? Давайте внимательно его рассмотрим.
Пальчиковая игра «Дом»:
На горе мы видим дом (составленными под углом ладонями имитируем крышу дома)
Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая, как много зелени)
Вот деревья, вот кусты (соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик)
Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)
Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (гладим руками воздух)
Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их)
К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег)
В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху)
В гости к другу мы пришли (пожимаем руку малыша)
И гостинцы принесли (вытягиваем руки вперед, как будто что-то передаем)
Воспитатель: Интересно: кто же в домике живет? А давайте в него постучим? Может нам кто-нибудь откроет. Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг. Что-то никто не открывает, постучу еще разок, ой ребята, а давайте вместе попробуем, повторяйте за мной: тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг.
Появляется кукла Даша.
Даша: «Здравствуйте, ребята! Я девочка Даша и это мой дом! Но живу я в нем не одна. А вы хотите узнать, кто еще живет со мной в моем доме? Для этого вам нужно будет открыть окошки. А чтобы их открыть, надо будет отгадать загадки и выполнить задания. Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)
Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем открыть первое окошко? Вы хотите узнать кто там? Тогда слушайте загадку:
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Дети: мама.
Воспитатель: Да, это мама!
Ребенок открывает первое окошко-кармашек с изображением мамы.
Воспитатель: Мама – это самый близкий родственник, самый родной человек. Ребята, а вы своих мам любите? (ответы детей)
Посмотрите, какой у куклы Даши есть красивый и волшебный сундучок. Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и «положим» их в наш сундучок. Я его открою, а ваши слова будут в него залетать.
Итак, давайте начнем. Мама у нас какая? (ответы детей)
Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Дети: папа.
Ребенок открывает второе окошко-кармашек с изображением папы.
Воспитатель: Ребята, расскажите, а чем ваши папы любят заниматься?
Дети: Забивают гвозди, водят машину, чинят кран…
Воспитатель: Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела! А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа у нас какой?
Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный.
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов мы собрали в наш волшебный сундучок о маме и о папе.
Ребята, Даша предлагает вам поиграть в игру «Что умеют наши папы?».
Давайте покажем, как папы работают с помощью инструментов
Дидактическая игра на звукоподражание с артикуляционной гимнастикой
«Что умеют наши папы»
Папы умеют пилить: вжик-вжик-вжик.
Папы умеют накачивать спущенное колесо: ш-ш-ш-ш-ш.
Папы умеют работать дрелью: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Папы умеют пылесосить: у-у-у-у-у-у-у.
Папы умеют катать ребенка на плечах, как на «лошадке»: цоканье языком, сильно прижимая язык к верхнему нёбу и с усилием его отрывая.
Папы умеют забивать гвозди: тук-тук-тук.
Папы умеют поцеловать своего ребенка: вытянуть губы трубочкой и со звуком разжать их.
Воспитатель: Молодцы! Сразу видно, что помогаете своим папам.
Воспитатель: Теперь давайте попробуем открыть третье окно, а для этого послушайте следующую загадку:
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой ….
Дети: бабушки.
Один из детей открывает окошко-кармашек с изображением бабушки.
Воспитатель: Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами; если вам грустно, они успокоят, утешат. Скажите, а у вас есть бабушки? (ответы детей)
Воспитатель: А кто же живет рядом с бабушкой? Давайте отгадаем:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый…
Дети: дед.
Ребенок открывает четвертое окошко-кармашек с изображением дедушки.
Воспитатель: У кого из вас есть дедушка? Ребята, а вы знаете, кем вы приходитесь для дедушки и бабушки? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а сейчас Даша хочет проверить: как хорошо вы знаете своих бабушек и дедушек? Она предлагает вам проиграть в интересную игру «Кому что нужно?»
Перед детьми лежит корзина с предметами и 2 обруча красного и зеленого цветов. Ребят делят на две команды. По команде воспитателя им надо из корзины переложить предметы, которые нужны для бабушки, в красный обруч. А в зеленый обруч - предметы, без которых не обойтись дедушке.
Воспитатель: Начинаем игру по моей команде: 1, 2, 3 - начни! (дети распределяют предметы в два обруча)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы справились с этим заданием! Садитесь на места.
Ребята, посмотрите, осталось одно окошко не открыто, как вы думаете чье оно? (ответы детей). А давайте, проверим, правильно мы угадали или нет?
Ребята открывают пятое окошко-кармашек с изображением куклы Даши.
Даша: Правильно, ребята это мое окошко! Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, с кем живет Даша в своем доме? (ответы детей) Акак их можно назвать одним словом? (семья)
Воспитатель: Правильно, все этих людей, живущих вместе, называют Семьей.
В семье все живут дружно, помогают друг другу и очень любят заниматься спортом. Предлагаю и вам немного отдохнуть.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим
Дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)
Воспитатель: Ребята, у Даши к нам небольшая просьба. Дело в том, что она захотела приготовить подарки для своих членов семьи. Даша заказала их портреты у настоящего художника. Но у него оказалось очень много заказов, поэтому он поторопился и не успел до конца дорисовать портреты. Для начала давайте найдем то, что не дорисовал художник. Проходите за столы.
(дети рассаживаются за столы)
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат портреты членов семьи Даши. Но у них не хватает одной детали? Чего? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, прически (волос). Нам надо будет их нарисовать. Но рисовать мы будем нетрадиционным способом, который называется «Кляксография». Для этого понадобятся краски, вода и коктейльные трубочки.
Демонстрация
Итак, берем кисточку и хорошо окунаем ее в краску любого цвета, проводим линию над бровями. Затем берем коктейльную трубочку и начинаем в нее дуть на проведенную линию от себя, слева направо. Капли краски начинают растекаться вверх, и получается объемная прическа.
Приступаем к работе!
Во время рисования воспитатель подходит к детям, которые нуждаются в помощи, и помогает им.
Воспитатель: Ребята, молодцы! Какие красивые прически вы нарисовали!
Даша: Я очень рада, что вы отгадали мои загадки, выполнили мои задания и узнали, с кем я живу! И большое спасибо вам за помощь! Теперь я точно порадую свою семью подарками. Ну а мне пора домой! До свидания!
Воспитатель: Давайте все вместе попрощаемся с Дашей: «До свидания, Даша!» (Даша уходит в свой дом)
Рефлексия
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии? Кто к нам приходил в гости? Кто живет с Дашей в доме? Что вы сегодня рисовали? Что понравилось вам сегодня на занятии больше всего?
А вы знаете, у меня для вас есть один сюрприз, помните о волшебном сундучке? Так вот там произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко. Посмотрите! (воспитатель достает из сундука сердечки)
Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить и сказать им все эти ласковые и добрые слова, которые вы сегодня говорили!