Актуальные вопросы дошкольного образования

Панченко А.Г. Конспект интегрированного занятия в средней группе "Моя семья""

Библиографическое описание:
Панченко А.Г. Конспект интегрированного занятия в средней группе "Моя семья"" // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

Цель: формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и уважают друг друга

Задачи:

Обучающие: закрепить у детей представление о членах семьи, их обязанностях в общем семейном хозяйстве; упражнять их в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы; закреплять умение рисовать красками в рамках нетрадиционной методики («кляксография»).

Развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, двигательную активность, творческую фантазию.

Воспитывающие: воспитывать любовь к дому, к семье, желание заботиться о близких людях, формировать уважительное отношение к труду всех членов семьи, к старшему поколению; воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении работы.

Предварительная работа: беседа на тему «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, выставка работ «Семейное древо»; отгадывание загадок о членах семьи; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, сказок «Три медведя», «Три поросенка», «Красная шапочка»; проведение сюжетно-ролевой игры «Дочки-Матери», «Больница» «Семья»; заучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья», «Дом», физкультминутки «Семейная зарядка»

Материал и оборудование: картонный дом куклы Даши с открывающимися окошками, сундучок с бумажными сердцами, картинки с инструментами, корзинка с предметами для д/игры «Кому, что нужно?», 2 разноцветных обруча, листы с портретами членов семьи Даши без волос, гуашь нескольких цветов, непроливайки, кисточки и коктейльные трубочки по количеству детей, салфетки.

Ход занятия

Организационный момент «Круг радости».

Воспитатель: Ребята, вот и наступило время радостной встречи! Я приглашаю вас в круг радости. Вы рады друг другу? (Да)

Все мы в группе как семья!

Рады все: и ты, и я!

Очень любим вместе быть,

И улыбки всем дарить!

Давайте поздороваемся с гостями!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за домик здесь стоит, и в окошке свет горит? Давайте внимательно его рассмотрим.

Пальчиковая игра «Дом»:

На горе мы видим дом (составленными под углом ладонями имитируем крышу дома)

Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая, как много зелени)

Вот деревья, вот кусты (соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик)

Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)

Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор (гладим руками воздух)

Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их)

К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег)

В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху)

В гости к другу мы пришли (пожимаем руку малыша)

И гостинцы принесли (вытягиваем руки вперед, как будто что-то передаем)

Воспитатель: Интересно: кто же в домике живет? А давайте в него постучим? Может нам кто-нибудь откроет. Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг. Что-то никто не открывает, постучу еще разок, ой ребята, а давайте вместе попробуем, повторяйте за мной: тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг.

Появляется кукла Даша.

Даша: «Здравствуйте, ребята! Я девочка Даша и это мой дом! Но живу я в нем не одна. А вы хотите узнать, кто еще живет со мной в моем доме? Для этого вам нужно будет открыть окошки. А чтобы их открыть, надо будет отгадать загадки и выполнить задания. Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)

Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем открыть первое окошко? Вы хотите узнать кто там? Тогда слушайте загадку:

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Дети: мама.

Воспитатель: Да, это мама!

Ребенок открывает первое окошко-кармашек с изображением мамы.

Воспитатель: Мама – это самый близкий родственник, самый родной человек. Ребята, а вы своих мам любите? (ответы детей)

Посмотрите, какой у куклы Даши есть красивый и волшебный сундучок. Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и «положим» их в наш сундучок. Я его открою, а ваши слова будут в него залетать.

Итак, давайте начнем. Мама у нас какая? (ответы детей)

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Дети: папа.

Ребенок открывает второе окошко-кармашек с изображением папы.

Воспитатель: Ребята, расскажите, а чем ваши папы любят заниматься?

Дети: Забивают гвозди, водят машину, чинят кран…

Воспитатель: Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела! А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа у нас какой?

Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный.

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов мы собрали в наш волшебный сундучок о маме и о папе.

Ребята, Даша предлагает вам поиграть в игру «Что умеют наши папы?».

Давайте покажем, как папы работают с помощью инструментов

Дидактическая игра на звукоподражание с артикуляционной гимнастикой

«Что умеют наши папы»

Папы умеют пилить: вжик-вжик-вжик.

Папы умеют накачивать спущенное колесо: ш-ш-ш-ш-ш.

Папы умеют работать дрелью: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Папы умеют пылесосить: у-у-у-у-у-у-у.

Папы умеют катать ребенка на плечах, как на «лошадке»: цоканье языком, сильно прижимая язык к верхнему нёбу и с усилием его отрывая.

Папы умеют забивать гвозди: тук-тук-тук.

Папы умеют поцеловать своего ребенка: вытянуть губы трубочкой и со звуком разжать их.

Воспитатель: Молодцы! Сразу видно, что помогаете своим папам.

Воспитатель: Теперь давайте попробуем открыть третье окно, а для этого послушайте следующую загадку:

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой ….

Дети: бабушки.

Один из детей открывает окошко-кармашек с изображением бабушки.

Воспитатель: Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами; если вам грустно, они успокоят, утешат. Скажите, а у вас есть бабушки? (ответы детей)

Воспитатель: А кто же живет рядом с бабушкой? Давайте отгадаем:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый…

Дети: дед.

Ребенок открывает четвертое окошко-кармашек с изображением дедушки.

Воспитатель: У кого из вас есть дедушка? Ребята, а вы знаете, кем вы приходитесь для дедушки и бабушки? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а сейчас Даша хочет проверить: как хорошо вы знаете своих бабушек и дедушек? Она предлагает вам проиграть в интересную игру «Кому что нужно?»

Перед детьми лежит корзина с предметами и 2 обруча красного и зеленого цветов. Ребят делят на две команды. По команде воспитателя им надо из корзины переложить предметы, которые нужны для бабушки, в красный обруч. А в зеленый обруч - предметы, без которых не обойтись дедушке.

Воспитатель: Начинаем игру по моей команде: 1, 2, 3 - начни! (дети распределяют предметы в два обруча)

Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы справились с этим заданием! Садитесь на места.

Ребята, посмотрите, осталось одно окошко не открыто, как вы думаете чье оно? (ответы детей). А давайте, проверим, правильно мы угадали или нет?

Ребята открывают пятое окошко-кармашек с изображением куклы Даши.

Даша: Правильно, ребята это мое окошко! Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, с кем живет Даша в своем доме? (ответы детей) Акак их можно назвать одним словом? (семья)

Воспитатель: Правильно, все этих людей, живущих вместе, называют Семьей.

В семье все живут дружно, помогают друг другу и очень любят заниматься спортом. Предлагаю и вам немного отдохнуть.

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой (хлопки руками)

Мы во двор выходим

Дружною семьёй. (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Воспитатель: Ребята, у Даши к нам небольшая просьба. Дело в том, что она захотела приготовить подарки для своих членов семьи. Даша заказала их портреты у настоящего художника. Но у него оказалось очень много заказов, поэтому он поторопился и не успел до конца дорисовать портреты. Для начала давайте найдем то, что не дорисовал художник. Проходите за столы.

(дети рассаживаются за столы)

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат портреты членов семьи Даши. Но у них не хватает одной детали? Чего? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, прически (волос). Нам надо будет их нарисовать. Но рисовать мы будем нетрадиционным способом, который называется «Кляксография». Для этого понадобятся краски, вода и коктейльные трубочки.

Демонстрация

Итак, берем кисточку и хорошо окунаем ее в краску любого цвета, проводим линию над бровями. Затем берем коктейльную трубочку и начинаем в нее дуть на проведенную линию от себя, слева направо. Капли краски начинают растекаться вверх, и получается объемная прическа.

Приступаем к работе!

Во время рисования воспитатель подходит к детям, которые нуждаются в помощи, и помогает им.

Воспитатель: Ребята, молодцы! Какие красивые прически вы нарисовали!

Даша: Я очень рада, что вы отгадали мои загадки, выполнили мои задания и узнали, с кем я живу! И большое спасибо вам за помощь! Теперь я точно порадую свою семью подарками. Ну а мне пора домой! До свидания!

Воспитатель: Давайте все вместе попрощаемся с Дашей: «До свидания, Даша!» (Даша уходит в свой дом)

Рефлексия

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии? Кто к нам приходил в гости? Кто живет с Дашей в доме? Что вы сегодня рисовали? Что понравилось вам сегодня на занятии больше всего?

А вы знаете, у меня для вас есть один сюрприз, помните о волшебном сундучке? Так вот там произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко. Посмотрите! (воспитатель достает из сундука сердечки)

Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить и сказать им все эти ласковые и добрые слова, которые вы сегодня говорили!
2024-03-05 12:39 2023