Использование возможностей оборудования автоматизированного рабочего места в учебно-воспитательном процессе Современный человек сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности. Для того чтобы подготовить такого человека необходима другая образовательная среда, которая позволит обеспечить * Ученику: - повышение мотивации обучения и его качества; - расширенные ресурсы для обучения; - компетентность в области информационных, компьютерных и цифровых технологий; - доступность профильного и дополнительного образования; - ресурсы и навыки самообразования. * Учителю: - возможность освоения нового оборудования и его эффективного применения в УВП; - возможность освоения и внедрения в учебный процесс цифровых технологий; - трансформацию обучения для повышения активности и самостоятельности учеников. Целью формирования современной информационно – образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и повышение качества образования. Образование не стоит на месте. Президент ставит задачу создания модели новой школы: с добротной школьной архитектурой, с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями. Перед учебным образовательным учреждением также стоит задача реализации основной образовательной программы начального общего образования. ФГОС – это совокупность требований, необходимых для реализации данной образовательной программы. Стандарт включает требования: * к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; * к структуре основной образовательной программы начального общего образования; * к условиям реализации основной образовательной программы, * к достижению планируемых результатов. Образовательное учреждение должно создать такие условия, которые обеспечат возможность: * достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, и в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; * возможность организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; * возможность формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (индивидуальной траектории развития). И, чтобы эти условия были созданы, мы будем использовать новое современное оборудование. Автоматизированное рабочее место учителя. Автоматизированное рабочее место учителя представляет собой совокупность программно-аппаратных средств. Ноутбук. Ядром АРМ учителя является ноутбук. Он обеспечивает взаимодействие всех составляющих автоматизированного рабочего места педагога и ученика; предназначен для поиска, обработки, хранения и визуализации информации, результатов образовательной деятельности обучающихся, сбор банка данных, формирование портфолио, организация дистанционного обучения. Ноутбук учителя оснащён веб-камерой, что позволяет организовать дистанционное обучение, используя скайп-технологии. При работе с модульной системой экспериментов в ноутбуке во время проведения эксперимента идёт сбор и обработка данных, построение графиков и сохранение данных. Ноутбук используется для сбора, обработки и хранения данных и при работе с системой контроля и мониторинга качества знаний. Для подготовки к урокам можно войти в Единую коллекцию электронных образовательных ресурсов. Интерактивное многофункциональное копи - устройство. Интерактивное копи-устройство коммутируется с компьютером. Предназначено для визуализации и тиражирования на печатных носителях. Интерактивная доска. Интерактивная доска – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и знаний. Запись на интерактивной доске ведётся специальным электронным пером. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы. Интерактивная доска также позволяет показывать слайды, видео, даёт возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи. Эта возможность необходима для сетевой организации учебного процесса, дистанционного обучения. Возможности данных интерактивных досок отличаются от раннее полученных. Первое, это возможность работать на доске одновременно двум пользователям. Второе – возможность работы с чертёжными инструментами (циркуль, угольник, линейка, транспортир). Очень важно сохранять здоровье наших детей. Педагог имеет возможность использовать на уроке цветовую палитру, наиболее подходящую для его обучающихся, что позволяет снизить глазное напряжение. (Продемонстрировать) - снятие эмоциональной нагрузки. Интерактивная доска даёт возможность сохранять в памяти ноутбука все ходы и изменения, появившиеся в процессе работы с материалом урока. Это даёт мне возможность в дальнейшем отредактировать разработанные материалы, сохранить работы детей, передать в электронном или печатном формате родителям. Цифровой фотоаппарат, видеокамера, диктофон. Документ-камера – это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на большой экран (экраны). Изображение, полученное с помощью документ - камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора. Документ-камера: * помогает транслировать изображения плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения (цветок, яркая картинка). * позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре (гжельская фигурка). * Может использоваться на уроках естественнонаучного цикла, когда требуется демонстрация опытов или наблюдение за реальными процессами. Смена ракурса, производимая с помощью документ-камеры, позволяет обучающимся «погружаться» в среду опыта или всего процесса, рассматривать его в мельчайших деталях. * Облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа. * Помогает найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам. * Позволяет сохранять увеличенные изображения в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения обучающимся. Документ-камера обеспечивает решение образовательных задач участников образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): * визуализация на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей), в т.ч. ход проведения натурных экспериментов; * фиксация образовательных достижений обучающихся в виде созданных ими учебных материалов, сохранение материалов в базе данных, формирование портфолио; * организация проведения видеоконференций, дистанционных форм обучения; * развитие коммуникативных умений обучающихся. Цифровой микроскоп. Цифровой микроскоп – разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и цифровую камеру для вывода цифрового изображения на монитор компьютера. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране компьютера, но и делать фото- и видеосъемку изучаемых объектов. С использованием цифрового микроскопа выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровне. Цифровой микроскоп дает возможность: * изучать исследуемый объект не одному обучающемуся, а всей группе одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера; * использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц; * изучать объект в динамике; * создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме в проектной деятельности; * использовать изображения объектов на бумажных носителях. Итак, АРМ – это, рабочий инструмент, воспользоваться которым учитель может в любое удобное для него время. Начальная школа – наиболее благоприятный период для знакомства детей с компьютером. Ребятам нужно научиться обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать все изменения, происходящие в мире. Применение компьютерных технологий помогает детям совместить в учебном процессе игровую и учебную деятельность, обучение становится увлекательным и интересным, при этом происходит плавная смена деятельности. Использование компьютера на уроках создаёт благоприятную обстановку, способствует развитию каждого ребёнка на своём уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности детей, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические затруднения у школьников. * Я работаю в 1 класс и считаю, что компьютер - важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал. Первоклассникам нравится учить сказочных персонажей, исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение. * В своей работе при подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: Мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры...); логические игры, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии. * Презентации делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор и включают детей в активную поисковую деятельность. * Восприятие материала опирается на зрительную, слуховую и моторную память. Сложный материал рассматривается поэтапно, что позволяет повторить предыдущий материал и на основе изученного «открыть» новые знания. Применение презентаций решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи. * Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ - это комбинированные, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. Наиболее часто использую презентации на уроках чтения и окружающего мира, изобразительного искусства технологии * Я работаю в 1 класс и считаю, что компьютер - важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал. Первоклассникам нравится учить сказочных персонажей, исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение. * При изучении тем включаю в уроки задания на классификацию, обобщение, использую ребусы, кроссворды, дидактические игры, загадки с опорой на слайды. Эти виды упражнений способствуют развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. Презентации помогают сконцентрировать внимание детей на главных понятиях, увеличить словарный запас и расширить кругозор школьников. Ученики лучше усваивают и запоминают определения, признаки, которые в лаконичной точной форме выделены на слайдах, связывают полученные знания с жизненным опытом, с интересом ждут уроков с использованием компьютера. * Познавательная деятельность начинается с исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. * На занятиях кружка «Юный исследователь» мы вместе с ребятами учимся использовать ресурсы Интернета. Дети готовят сообщения и в классе рассказывают о необыкновенных обитателях земли, о звездах, о насекомых, о птицах, о животных. Каждому хочется поделиться своими познаниями, представить одноклассникам найденный материал. Подготовили и защитили проекты по теме: «Моя малая родина», «Всё о кошках» * «Новогодний подарок», «Подарок маме», «Буквы - герои сказок», «Живая азбука»… * * На уроках обучения грамоте и письму я использовала материал диска «Обучение грамоте» или презентации, которые создала сама. Дети с большой радостью играли в игру «Твердый и мягкий звук», читали слоги, собирали слова и звуковые схемы слов; по сюжетным картинкам составляли рассказ и читали готовый текст. Составляя рассказ по сюжетным картинкам, ребята очень торопятся, чтобы проверить правильно ли они выполнили задание. Это они узнают после просмотра мультфильма. * На уроках математики мы работаем с материалом, который представлен на диске «Математика 1 класс». В виде мультфильма на диске проходит знакомство с новой темой. Учащимся очень нравятся задания для закрепления и повторения темы. Весь материал иллюстрирован на диске красочно и помогает при восприятие материала. Для устного счета на уроке математики использую презентации: «Игры для устного счета», «Счет предметов», «Состав чисел первого десятка», «Математические ребусы». Использую физминутки: динамические (анимированные и озвученные презентации). * Интересно и удобно создавать презентации к урокам самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного урока. Хотя, презентациями других учителей я так же пользуюсь. Интересно прошли внеклассные мероприятия с использованием презентаций: «Первый раз в первый класс», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», « Моя мамочка», «В гостях у сказки», «Космическое путешествие». * Я бы хотела сказать о компьютере как о чрезвычайно мощном и полезном инструменте в педагогической деятельности учителя начальных классов. * Информационные и коммуникационные технологии я также применены для повышения эффективности внеклассной деятельности школьников. Использование информационных технологий дает возможность представить воспитательную систему на качественно новом уровне. * Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. * Использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе способствует созданию условий для активной и творческой деятельности. ИКТ позволяет кратко и красочно представить необходимый материал учащимся, позволяет сделать мероприятия более увлекательными и познавательными. ИКТ прекрасно вписывается в содержание внеклассного мероприятия, и позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими. * Таким образом, можно сказать, что использование ИКТ в начальных классах помогает учителю качественным образом улучшить процесс обучения и воспитания, является важным этапом в формировании педагогического мастерства. * А в целом позволяет оптимизировать образовательную среду и повысить качество образования. Реализуется новая позиция учителя – содействие развитию, самостоятельному получению знаний. Список литературы: 1. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа 2004г., № 11, с. 87-88 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года http://www.ug.ru/02.31/t45.htm. 3.Демченко Н. В. Методы активизации познавательной деятельности на уроках «Окружающего мира»http://www.rusedu.info/Article1027.html 4.http://mscou12.chel-edu.ru/p93aa1.html 5.Российская сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ 6.Ярославцева, Е.И. Принципы освоения нового образовательного инструмента: методы и упражнения / Е.И.Ярославцева, сборник методических рекомендаций по работе со SMART- устройствами и программами, издание 2-е, испр. и доп. – М.: «ИНЭК», 2008