НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рязанская Н.А. Построение субъект ориентированной предметно-игровой среды в летний период на участке детского сада

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf

В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени, особенно в теплое время года. Участок — это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года Регулярное пребывание на свежем воздухе в любое время года имеет огромное значение для развития и закаливания организма.
Как организовать летние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?
Большое значение коллектив детского сада уделяет развитию и совершенствованию игровой деятельности детей на участке в летнее время как системе условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и детской личности.
Целью деятельности педагогов в летний период является объединение усилий взрослых (сотрудников ДОУ и родителей воспитанников) по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному развитию детей. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка на участке детского сада имеет большое значение для развития ребенка. На участке детского сада созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности.
Непременным условием построения субъект ориентированной предметно-игровой среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
Это предполагает решение следующих задач:
- Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
- Радости существования (психологическое здоровье)
- Формирование начал личности (базис личностной культуры)
- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности.
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
1.       Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
2.       Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади участка, которые дают простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии:
Важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин. В связи с этим планировка игровой среды такова, что каждый может найти место, удобное для игр и комфортное для его эмоционального состояния (Приложение 1 - Фото занятия).
Принцип активности, самостоятельности, творчества
Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда на участке в детском саду развивающая, провоцирующая возникновению и развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств (работа с метеостанцией, путешествие по сказкам).
Принцип стабильности, динамичности
В предметно-игровой среде заложена возможность её изменения. В интерьере выделяются определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Жизненное пространство на участке детского сада дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, рисованием, конструированием, игры с песком, с/р играми и т. д.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
Среда организована так, что она побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами (предметами), повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение дает детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
В разных стилях представлены детям содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров. Использование бросового материала для изготовления предметов для игр и оформления участка.
Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
Игровые пособия для девочек по своей форме привлекательны для них по содержанию (дом для кукол). Они равноценны пособиям для мальчиков (гараж, Моряки). Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.
Все эти принципы учитывались при построении субъект ориентированной предметно-игровой среды с учётом возрастных особенностей.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»
«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».
С.А. Шмаков.




Список литературы:

1. Александрова Н. Дизайн предметно - развивающей среды этнокультурной направленности // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 11. - С. 74 - 75.
2. Артамонова О.В. Предметно - пространственная среда: её роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С. 37 - 42.
3. Гайказова Р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. Значение архитектурно-пространственной среды в воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1974. - 64 с.
4. Глушкова Г., Мусиенко С. Предметно-развивающая среда действительно развивающая? // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 107 - 112.
5.. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9. - С. 48 - 69.
6. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ: Учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.



Приложение 1

Фотографии с занятий.


2018