НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Вагайцева Е.А. Возможности применения игровых технологий в условиях колледжа

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf

Аннотация статьи
В статье рассмотрены игровые педагогические технологии, применяемые на занятиях в СПО в целях повышения мотивации учащихся к изучению общеобразовательных дисциплин. Приведен анализ используемых приемов и их целесообразность. Выявлены проблемы изучения дисциплины в средних специальных учебных заведениях и пути их решения.
Ключевые слова
Игровая технология, игровые приемы, система дидактических игр.
Автотранспортная отрасль развивается очень быстрыми темпами, поэтому на рынке труда востребованы высококвалифицированные профессионалы. В том числе современное общество требует все больше от молодых профессионалов. В этих условиях роль СПО возрастает, выпускник должен быть мобильным и конкурентоспособным. Наряду с повышением требований одной из проблем образования становится снижение мотивации к образовательному процессу. Это вызывает необходимость применять все больше инновационных технологий и изменять уже существующие.
Большая роль в том, чтобы заинтересовать студента в рамках СПО, повысить его мотивацию к получению знаний, лежит на общеобразовательных дисциплинах первого курса обучения, когда будущие профессионалы еще не сталкиваются со специальными дисциплинами. Задача состоит в том, чтобы научить студента быть активным, творческим, наблюдательным, ответственным, чтобы на последующих курсах обучения учащиеся получали практические навыки и знания уже определенным багажом умений.
Поэтому целью своей педагогической деятельности определила: необходимость повысить интерес учащихся к учебному процессу методами игровых технологий на уроках социально-экономической географии мира.
Для достижения данных целей решаю следующие задачи: осуществляю анализ методической литературы; адаптирую известные игровые технологии к требованиям СПО; разрабатываю систему игр с учетом возрастных особенностей учащихся; анализирую результативность применяемых технологий.
Научной новизной является разработка новых информационных игр, интеграция образовательного процесса с компьютерными технологиями и выявление значимости географии в становлении будущего профессионала.
Опросы показали, что работодатели преимущественно ценят в будущих специалистах такие профессиональные навыки как: качество полученного образования, практические умения, способность к самообразованию; ценятся и личностные качества – целеустремленность, умение взаимодействовать в команде, активность и лидерская позиция. Поэтому важно имидж современного специалиста формировать именно с первого курса обучения.
Чему же мы можем научиться на уроках географии применяя современные технологии? Термин «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон, то есть «технология» - наука о мастерстве.
Под педагогической технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников» [2].
Согласно энциклопедическому словарю, игровые педагогические технологии – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Значимость игры хорошо раскрыта Макаренко А. С. «Ребенок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь – это игра».
Разумное использование игровых технологий в процессе обучения студентов позволяет повышать их интерес к учебному процессу и получаемой профессии впоследствии. Мною было замечено, что проведение игр-упражнений на первых уроках, при знакомстве с предметом, вызывает заинтересованность в целом к изучению дисциплины. Периодическое использование игр во время уроков, в дальнейшем, повышало количество заинтересованных учащихся. Результативность прослеживается в высокой качественной успеваемости (более 50 %) по предмету.
Современный выпускник должен обладать профессиональной ответственностью и самостоятельностью, творческим подходом в решении производственных задач, самостоятельностью и любознательностью. Пробудить интерес и помогает учебная и творческая жизнь образовательного учреждения. Игровые технологии, используемые на занятиях, дают возможность совместить развлечения и яркие эмоции со знаниями, творчеством, воспитанием.
Таким образом, игровые педагогические технологии, используются для обучения и воспитания студентов, относятся к категории современных методов и вызваны повысить интерес и мотивацию к получению знаний среди учащихся.
Функции игры довольно разнообразны: «развлекательная»; коммуникативная; игротерапевтическая: диагностическая. Кроме этого игра помогает самореализации учащегося, способствует самопознанию и преодолению различных трудностей в реальной жизни [4].
Методы игровых технологий, используемые мной, по значимости и цели очень отличаются, полностью не заменяют традиционные уроки, используются рационально, согласно изучаемой темы. Это может быть прием обучения направленный на мотивацию учебной деятельности, нестандартный урок, форма организации учебной деятельности в процессе коллективной работы. По дидактической цели игры могут использоваться на уроках изучения нового материала, проверки знаний и умений, закрепления и обобщения. Любая игра требует дополнительных временных затрат и включает в себя три основных этапа: подготовительный, проведение игры и заключительный с подведением итогов. Наиболее часто используемую в своей педагогической деятельности следующую систему игр.
- Игра-упражнение, обычно занимает ≈ 5-15 минут времени традиционного урока. Проводятся данные игры с целью закрепления знаний и обобщения, при изучении нового материала; для повышения познавательного интереса к изучаемой теме. Пример: кроссворд, «Географическая эстафета», «Географические силуэты», «Собери карту», «Паутинка», «Знаешь ли ты?». Данная система игр развивает быструю реакцию в поиске решений, творческую активность.
- Игра – путешествие, отнимает ≈ 40-45 минут учебного времени. Проводится мероприятие может и на традиционном уроке и внеурочно. Основная цель - углубление и закрепление изученного материала, изучение нового. Например, при изучении региона Латинская Америка, это ряд творческих заданий при выполнении которых происходит знакомство с этим уникальным контрастным регионом и заполнение географического дневника «Исследователи Латинской Америки». Сюжетно-ролевая игра «Государства-малютки» - учащиеся выступают в роли менеджеров туристических фирм и предлагают посетить европейские государства. «Путешествие по Индии» – студенты выступают в роли корреспондентов газет и журналов. Исследуя совместно регион, студенты развивают умения работать в команде и свои коммуникативные навыки.
- Игра – соревнование, может отнимать часть времени традиционного урока или все занятие, проводиться внеурочно. Целью проведения является проверка знаний и их закрепление, развитие соревновательности и сотрудничества в студенческом коллективе, расширение географических знаний, применение изученного в новой ситуации. Примером, является игра «Где логика?», когда студентам требуется найти объяснение некоторым фактам или понятиям, сопоставив иллюстрации на слайдах презентации.
- Деловая игра, может длится ≈ 40-45 минут, требует значительных временных затрат в процессе подготовки. Но проведение игры позволяет связывать теоретические знания с жизненными ситуациями, создавать проблемные и решать их, оценивать имеющийся уровень знаний студентов. Целесообразна данная технология на темах: «Демографические проблемы мира», «Транспорт мира. Автомобили будущего», «Энергетическая проблема». «Горячая точка планеты – Персидский залив» (студенты выступают в роли историков, нефтяников, экономистов, специалистов по международным отношениям, политологов).
- Игра – исследование, требует подготовки в большей степени от самих учащихся. Представляет собой подготовку и защиту исследовательских проектов. Рационально проведение данной игры в конце первого семестра или по окончанию изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Игра позволяет расширить географические знания, научиться применять изученное в новой ситуации, закрепляет и обобщает материал. Примером является внеурочное мероприятие по теме «Уникальные достопримечательности стран мира», после изучения регионов. В процессе подготовки и проведения мероприятия - развивается творческая активность, самостоятельность, ответственность студентов. «Геомаркетинг» – изучаем рынок стран мира; команды готовят информацию о государствах и делают рекламу их экспортной продукции. «Хорошо знакомые и такие загадочные» (изучаем происхождение названий городов, студенты выступают в роли топонимистов) – что интересно на Урале есть села, которые носят названия Лейпциг и Бородино, в России есть поселок Парижский, Варшавский, Берлинский – оказывается эти названия населенных пунктов появились в 1920-1930-х гг, их дали им южноуральцы – участники Отечественной войны 1812 г. в память о славных победах русского оружия. А в США – наоборот есть Одесса, только возле нее нет Черного моря, т.к. она находится в штате Техасс. Здесь мы совмещаем познание экономической географии мира, с познанием родного края.
Вывод: результативность применяемых технологий прослеживается в положительной динамике абсолютной и качественной успеваемости. Растет число участников научных мероприятий. У учащихся появляется интерес к предмету, чаще посещаются консультации по предмету и дополнительные занятия, растет ответственность, а в месте с этим лучше усваивается материал и повышается способность к саморазвитию.
Главный вывод – мотивация к получению знаний становится выше. Учащиеся понимают значимость каждого урока в своем личностном развитии
Итак, использование игровых приемов на уроках географии вызывает большой интерес среди учащихся, не оставляет их равнодушными. Каждый студент пытается сделать свой вклад в решение проблемы, показать свои знания.
Игровая деятельность помогает заинтересовать, активизировать студента. Часто в своей деятельности поясняю использование тех или иных технологий, используемых на занятиях, не только в игровой деятельности. Так как один из вопросов студентов первого курса: «А, зачем мне общеобразовательные дисциплины и география?» И тогда мы начинаем формировать образ современного специалиста: он должен быть высококвалифицированным, обладать лидерскими качествами, творческим подходом в организации рабочего процесса, профессиональной ответственностью, умением работать в команде. Работодатели ждут на рынке труда сегодня: компетентную творческую личность. Роль СПО в этих условиях не только давать знания, но и развивать личностные способности студента. В развитии необходимых умений первый шаг мы начинаем делать на уроках географии.
Вспоминаются стихи Р. Рождественского.
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Хотелось бы, чтобы мы меньше жалели, о том, что не удалось сделать. Поэтому подчеркну значимость географии, мы не только узнаем об окружающем мире, мы на уроках учимся получать о нем информацию, развиваемся личностно и профессионально. Понимание этой ценности необходимо прививать каждому учащемуся. Без географии – мы нигде и без географии - мы никак.

Список использованных источников

1.       Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. 94 с.
2.       Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
3.       Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 256 с.
4.       Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1 – Челябинск, ЧГПУ, 2012. 411 с.
5.       Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 10.02.2019).
Вагайцева Екатерина Александровна – преподаватель географии ГБПОУ НСО «Новосибирский электромеханический колледж», г. Новосибирск.
E-mail: ekaterinavagaitceva@mail.ru
2019