Информационные технологии в современном образовательном процессе

Садчикова Ю. Н. Использование ИКТ для повышения качества знаний обучающихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в различные сферы деятельности наложили определенный отпечаток на развитие образования в стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы обучающийся активно, с увлечением и интересом работал на учебных занятиях, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь преподавателю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Учебник, а также другие традиционные средства обучения перестали быть единственными и самыми достоверными источниками знаний. В современных условиях на помощь преподавателю приходят информационно- коммуникационные технологии. Перед обучающимися и преподавателями с помощью современных технических средств и телекоммуникаций открывается огромный мир информации. На сегодняшний день любой член современного общества имеет возможность самостоятельно искать ее через информационные банки данных различных научных, образовательных и информационных центров, самостоятельно находить интересующую его литературу и методики, делать выводы и принимать решения. Современные коммуникационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Термин «информационные технологии» применяется в образовательном процессе относительно недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Компьютерные технологии призваны помочь преподавателю делать то, что без компьютера делать очень сложно; делать то, что не делали раньше; делать по-новому то, что делали всегда.
Каждый преподаватель должен понимать, что в современных условиях его главная задача не только дать обучающемуся определённые знания, умения и навыки, но и научить эти знания добывать самому, используя различные источники информации. Замечаю, что обучающиеся, которые работают с компьютером, имеют более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Значит, необходимо применять ИТ в нашей повседневной образовательной жизни. Чем шире сфера применения компьютерных технологий, тем больше навыков получают обучающиеся по их применению, тем лучше применяют их при решении конкретных задач. ИТ активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу обучающихся и преподавателей. Современный урок не должен быть ограничен предметом и преподавателем. На каждом этапе урока можно использовать ИКТ, как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, и активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер.
Внедрение и использование в современном образовании информационных, коммуникационных, мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса. Сейчас трудно найти школу, в которой нет компьюерного класса, все чаще используется компьютер на уроках математики.
Использование информационных технологий на уроках способствует повышению качества образования, что является главной целью для каждого педагога, а так же и для меня. Использование ИТ является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу обучающихся. Переход к информационному обществу открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания. Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта обучающегося.
Если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества.
Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность обучающегося по поиску, осознанию и переработке новых знаний. П.реподаватель выступает как организатор процесса обучения, руководитель самодеятельности обучающихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость обучающегося.
В образовании компьютер становится посредником между преподавателем и обучающимся, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной системе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.
Принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Труд на уроке в компьютерном классе - процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймешь».
Использование информационных технологий позволяет преподавателю: повысить эффективность обучения; вносить элемент новизны при решении задач; рационально использовать учебное время; сделать процесс работы наглядным; помогает преподавателю сконцентрировать внимание на основных моментах, а не на второстепенных; показать красоту преподаваемого предмета, его важность и значимость.
Использование информационных технологий позволяет обучающимся: расширить диапазон знаний; повысить исследовательскую активность; разнообразить самостоятельную работу; развивать интуицию, воображение и другие важнейшие качества, лежащие в основе любого творческого процесса; строить предложения и подтверждать их; открывать и проверять факты; сформировать положительное и ответственное отношение к процессу обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для обучающегося он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога обучающегося с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.
Электронная интерактивная доска- это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все обучающиеся, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная доска позволяет работать с текстом и изображениями, создавать заметки с помощью электронных чернил, демонстрировать презентации.
Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока, вовлечь в него весь коллектив обучающихся. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Интерактивная доска позволяет устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения образовательных учреждений. Очевидно, что в самом ближайшем будущем умение преподавателя пользоваться компьютером в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетенции.
Можно сделать следующий вывод: ИТ только для ищущих, любящих осваивать новое преподавателей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, современный педагог, соответствует требованиям времени.

Библиографический список

1.       Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования.- 2004.-№2.
2.       Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.
3.       Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
2021