Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf
В современных условиях развития общества и научно-технического прогресса, перед современными преподавателями встает актуальная проблема поиска нового педагогического инструмента для совершенствования образовательной деятельности.Использование информационно-компьютерных технологии в образовательной деятельности, должно определять своей целью реализацию следующих педагогических задач: развитие и совершенствование мышления обучающегося; приобретение обучающимся знаний, развитие и закрепление навыков и умений; индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Цель исследования - выявить особенности внедрения систем проектирования в учебный процесс.
Задач исследования:
1. Рассмотреть понятие графической грамотности.
2. Рассмотреть особенности внедрения систем автоматизированного проектирования в образовательный процесс.
Графическая подготовка на уроках технологии является одной из важных задач в предметной области «Технология», способствующая формированию графической грамотности обучающихся, так необходимой в общей технологической культуре современного человека.
Обучение черчению и графике, которое включено в обязательный минимум содержания образовательной программы. Сведения и практические работы по черчению и графике как фрагмент содержания введены почти во все технологические разделы и темы программ.
Для обучения построению чертежей и графики возможно использование компьютерных программ. В образовательных учреждениях любого типа разрешена к использованию САПР КОМПАС-3D.
КОМПАС- 3D – является комплексной системой автоматизированного проектирования, направленная на разработку чертежей, проектирование кабельных систем и создание документов для инженерных проектов. Возможности 3D- моделирования в этой программе позволяют развивать творческие способности учащихся, совершенствовать пространственное мышление.
Программа КОМПАС- 3D в предметной области «Технология» применима к разделам: «Методы и средства творческой проектной деятельности», «Основы производства», «Элементы техники и машин», «Технологии обучения, обработки, преобразования и использования материалов». Данные разделы изучаются в период с 5-9 класс. В них можно провести уроки с использование черчения и 3-D моделирования, что в процессе обучения обеспечит непрерывное развитие графической грамотности.
Стоит отметить, что проведение уроков с использованием компьютерных программ не должно носить случайный характер, их эффективность обеспечивается системой работы. Это возможно при наличии программно-методического комплекса по предмету, который содержательно соответствует школьной программе по данному курсу.
Помимо системной работы, для САПР КОМПАС-3D существуют требования к программному обеспечению: 1)ПО должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам; 2)работа с программой должна длиться не более 20 минут; 3) требования к аппаратному обеспечению: 64-разрядная версия операционной системы, многоядерный процессор (4 ядра и больше) с тактовой частотой 3 ГГц и выше, 16 ГБ оперативной памяти и более, видеокарта с поддержкой OpenGL 4.5, с 2 ГБ видеопамяти и более, пропускная способность видеопамяти — 80 ГБ/с и более, монитор с разрешением 1920х1080 пикселов или более, оперативная система: MS Windows 10; MS Windows 8.1; MS Windows 7 SP1.[25, с. 62]
При проведении уроков, в процессе которых идет индивидуальная работа с чертежами и моделями необходимо выбрать подходящую форму организации работы обучающихся.
В настоящее время установились три основные формы организации работы учащихся на уроках технологии: фронтальная; групповая (звеньевая); индивидуальная.
Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.
Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Каждая группа выполняет свое задание.
Индивидуальная форма организации работы, выполнение каждым учащимся различного задания, применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп обучения.
При работе с САПР КОМПАС-3D следует учитывать уровень владения программой обучающихся, т.е. При знакомстве с программой следует выбрать фронтальную форму обучения. Обучающиеся будут выполнять одинаковые элементарные задания и построение базовых чертежей с целью изучить интерфейс и научиться использовать инструменты. Примером выполнения чертежа для 5 класса в программе является рис. 1.
Рис. 1. Чертеж «Втулка» 5 класс.
Когда САПР КОМПАС-3D применяется для проектной деятельности следует использовать индивидуальную форму работы обучающихся. У каждого будет свой проект. Например, при изготовления разделочный доски каждый обучающийся будет разрабатывать свою модель. Будет разработан индивидуальный чертеж изделия и его 3-D модель. Примером индивидуального чертежа является рис. 2. Примером 3-D модели изделия является рис.3.
Рис. 2. Чертеж кухонной лопатки
Рис. 3. 3-D модель кухонной лопатки
Графическая подготовка - это термин, который можно использовать для описания программы обучения, направленной на обучение построению чертежей и их чтение, моделирование физических объектов.Графическая подготовка осуществляется на основе компьютерного обучения, использующего компьютеры в качестве основного инструмента.
Но стоит учитывать, что для этого необходимо оборудовать рабочие места обучающихся компьютерами. Каждый должен работать за отдельным компьютером.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения на современном этапе развития системы образования является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Библиографический список
1. Аблакотов А.А., Епанешников В.В. Применение ИКТ на уроках технологии – фактор повышения активизации познавательной деятельности // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 10. – С. 12-13.2. Булин – Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин – Соколова, канд. пед. наук // Учитель. – 2017. - № 3. – С. 63 – 66.
3. Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. – 2016. - № 5. – С. 115 – 120.
4. Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии. Учебник / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. - М.: Academia, 2014. - 176 c.
5. Горбунова, Л. И. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. - 2013. - № 4 (51). - С. 544-547.
6. Деменцова, В. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - 78 с.
7. Усенков, Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе / Д. Ю. Усенков // Информатика и образование. – 2019. - № 9. – С. 62.
обращения: 26.01.2011).