Актуальные вопросы начального общего образования

Пустоселова О.В. Исследовательская позиция в обучении как источник и результат творческого развития ребенка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, эта способность часто не находит поддержки и удовлетворения, и тогда ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым. Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение. Мы - учителя практики видим, что дети все очень разные и каждому нужен индивидуальный подход.
Кто такие одаренные дети? Нужно ли их учить?
Понята позиция ученых, которые выступают против социальной работы с одаренными детьми.
1. Таких детей мало.
2. Одаренность носит проходящий характер (с возрастом проходит).
3. Надо обращать внимание на детей с ЗПР и другими возможными проблемами.
Но что же делать детям, которые уже в раннем возрасте интересуются совсем недетскими проблемами и им интересно познавать окружающий мир самим. Как сделать их жизнь интересной и увлекательной. Ведь учёба по обычным учебникам, традиционным методам и формам делает их развитие скучным и в итоге может вовсе отбить желание ходить в школу, но не желание познавать. Заниматься одаренными детьми необходимо в любой школе, а не только в специализированных.
Цели обучения одаренных детей.
1. Создание условий для раскрытия и развития индивидуальности ребенка.
2. Создание условий для развития творческих особенностей одаренных детей.
3. Развитие целостного миропонимания.
Задачи обучения. (Речь идет о создании условий).
1. Развитие целостного миропонимания на основе системного мышления и осознания место своего Я в мире.
2. Развитие критического, логического, творческого мышления детей, способность решать проблемы.
3. Развитие способности к самостоятельным исследованиям.
4. Развитие способности к обучению работать совместно.
5. Развитие способности к самопознанию и самопониманию, формирование положительной Я - концепции. Осознание важности других людей.
Возникает вопрос: «А как же отличить одаренных детей?» по их индивидуальным особенностям.
Особенности одаренных детей.
1. Повышенные познавательные потребности, проявляемые в широкой любознательности и исследовательском поведении.
2. Потребность в умственной нагрузке, стремление к ней.
3. Интерес к универсальному и общему, к абстрактным теориям.
4. Яркий избирательной интерес к чему-либо.
5. Настойчивость в достижении цели.
6. Высокий уровень общения к абстрактно-логическому мышлению.
7. Повышенные творческие возможности, способность к выдвижению оригинальных идей и т,д.
8. Стремление к самостоятельности.
9. Стремление к совершенству. Высокая критичность к результату действий.
10. Яркая индивидуальность ребенка.
Действительно, такие особенности этих детей, как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности и многое другое трудно учесть в полной мере в рамках традиционных программ. В результате несоответствия учебной программы потребностям и возможностям одаренных детей, происходит быстрое снижение интереса к обучению, и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс, может стать непреодолимым препятствием для ее дальнейшего развития.
Задача педагога достаточно «скромная», не столько «раздуть», сколько не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребенку. Но близки и понятны позиции тех педагогов и психологов, которые считают, что «потребность в новизне, любознательность, стремление к исследованиям и знаниям являются врождёнными для каждого ребенка, но они слишком часто оказываются подавленными родителями и образовательной средой».
Чтобы такого подавления не произошло, необходимо организовать обучение так, чтобы оно предполагало определённую роль или позицию ученика в процессе обучения, которая и называется позицией исследователя, самостоятельно добывающего и открывающего знания о мире. Существует две позиции ребенка в процессе познания: исследовательская и репродуктивная более низкая. Необходимо организовать процесс обучения так, чтобы комфортно себя чувствовали ученики с разной позицией. Подробнее остановимся на исследовательской позиции - это исследовательский тип отношения к объекту познания, в качестве которого могут выступать то или иное содержание из курса школьного обучения или мира в целом. Это отношение обуславливает не только готовность ребенка к самостоятельным усилиям, но и эмоциональное удовлетворение от этих усилий, так же как и от творческих способов изучения нового, «любовь» к таким способам. Как же организовать урок так, чтобы у ученика формировалась не репродуктивная позиция, а позиция исследователя? На организованном таком образом уроке ребёнок не является объектом обучения, становится субъектом, исследователем.
Как обеспечить самореализацию творческого потенциала каждого ребёнка (каждый здоровый ребёнок обладает общей одаренностью). Из каких же этапов состоит творческое обучение?
Развитие основных творческих характеристик: база для успешного решения проблемы. На этом этапе главное, чтобы у ребенка не возникло проблем эмоционально-личностного плана, например, заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе могут полностью блокировать творческое развитие одарённого ребёнка. Маленький исследователь учится выдвигать гипотезы, при специально созданных условиях может сформулировать проблемы, наметить пути решения, сделать, пускай ещё нелепые, но всё же выводы. Важно поддержать ребёнка в его стремлении к самопознанию.
Рассмотрим организацию работы по формированию исследовательской позиции на примерах урочной деятельности.
I. Примеры создания мотивации.
1.Загадка или прием интерпретации.
Любой материал с элементами неясности, помогающий сформулировать тему урока (развивающий канон, группы слов и т.д.).
2. Выполнимое - невыполнимое действие.
Создание ситуации практически выполнимого действия, на первый взгляд лёгкого, на самом деле трудного. В процессе работы возникает вопрос почему. Например. У каждого угла есть свое название: тупой, острый, прямой. Подумай, какое название может быть у данных углов.
3. Прием ключевых слов.
Необходимы технологические упражнения, обучающие детей этому приему. Например. Что же лежит в шкатулке? Её мы сможем открыть с помощью ключей-вопросов. Ключ СВОЙСТВО (ключики: вкус, форма, цвет, вес, материал). Ключ ПРИЧИНА (ключики: зачем, почему, с какой целью..). Ключ НАЗНАЧЕНИЕ (ключики: для чего, функция...)
4. Прием погружения в проблему.
Что необходимо сделать для решения проблемы?
II. Выдвижение гипотез.
III. Организация группового исследования.
IV. Обмен информацией.
V. Организация информации.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
Следует предполагать, что развитие исследовательской позиции в обучении связано с творческим развитием ребенка. При специально созданных условиях для детей ранние проявления общей одаренности не исчезают, а способствует ее дальнейшему развитию. «Наблюдательность, творчество, способность делать выводы, открытия не составляют какого-нибудь исключительного дара: этот дар принадлежит всем, и его надо развивать.» В.П. Вахтеров.

Библиографический список.

1.       Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1987.
2.       Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательский дом РАО, 2003.
Тел. 89511578197
e-mail: olga.pustoselova@yandex.ru
2017