Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Шунина Л.А., Овчинникова М.А. Использование игрового парашюта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Аннотация: Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в современном дошкольном образовании изменился взгляд на сущность процессов воспитания и развития ребёнка-дошкольника. Для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения большое значение уделяется правильной организации детской деятельности, с учётом психофизиологических особенностей и разного темпа развития каждого ребёнка определённой возрастной группы. В связи с этой проблемой мы стали искать методы, формы и средства, которые помогли бы сделать классическое занятие, а также занятие совместные с детьми с ОВЗ и родителями, более интересным, увлекательным, весёлым и объединяющим всех детей группы, независимо от их индивидуальных особенностей. Этим средством стал игровой парашют.
Ключевые слова: детей с ОВЗ; игровой парашют; развитие личности; адаптация; коррекция психического и речевого развития.
Актуальность объясняется тем, что в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов педагог может сам выбрать такие методы, формы и средства которые позволят любое занятие сделать не только полезным, но и увлекательным, весёлым и объединяющим всех детей группы.
Использование разнообразных форм работы с детьми с ОВЗ, в том числе таких, которые способствуют функциональному совершенствованию организма, повышению работоспособности, делают ребенка с ОВЗ стойкими и выносливыми, обладающими высокими защитными способностями к неблагоприятным воздействиям внешней среды – одна из задач воспитания.
Парашютом можно играть в спортивном зале или в группе, но парашют подходит и для игр на свежем воздухе. Игры в парашют – не соревновательные: они учат согласованности действий и умению чувствовать движения других игроков. Для детей очень важно ощутить, что именно в движениях они могут ощутить себя частью команды. В играх с парашютом это могут почувствовать даже самые маленькие игроки! Ребёнку любого возраста важно научиться согласовывать свои действия с командами ведущего и действиями других игроков. В играх с парашютом это достигается само собой, без особых усилий. Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом.
Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и свою степень активности.
Парашют очень полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых. Парашют даёт массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать пантомимой какие – то характерные движения. Вы можете вообразить, что парашют – это домик, или море, или шляпка гриба…Дети под парашютом то изображают воробушков, то укладываются спать, то стучатся в теремок. Как и в других подвижных играх, дети с ОВЗ учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Во взаимодействии с учителем – дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими узкими специалистами, педагоги нашего детского сада создают возможности успешной адаптации детей с ОВЗ разных возрастных групп через участие в разных формах и видах активности, тем самым, мы вместе обеспечиваем здоровье воспитанников в единстве психологического и физического аспектов.
С этой целью мы используем игровой парашют. Он выполнен из яркой ткани (2,3 или 5 метров в диаметре) и состоит из нескольких цветных секторов, по кругу которого расположены ручки.
Игра с парашютом является инструментом педагогов для наблюдения за детьми с ОВЗ в период адаптации к ДОУ, коррекции видимых нарушений коммуникативной, эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Из практики работы с данным пособием можно сказать, что парашют оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с ОВЗ с социумом и помогает ему самостоятельному проникнуть в него.
Мы предлагаем выдержки из нашего методического пособия «Игровой парашют» для детей с ОВЗ, которые будет полезным для инклюзивного образования.

Игры на снятие нервно-психического напряжения

«Волны» или /« Пламя» Возраст: 2-7 лет.
Цель: раскрепостить детей, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение.
Эта игра подходит для любого возраста. Она помогает как активизировать группу, так и успокоить. Начинаем с мелких волн/ искорок, потом раскачиваем парашют всё сильнее, устраиваем шторм/огонь. Затем постепенно уменьшаем волны/огонь, приговаривая, что ветер/огонь стал слабее, волны/искорки утихают/ гаснут, и на море штиль.
Можно заменить слова музыкой. Громкая или быстрая музыка – сильные волны/огонь. Тихая или медленная музыка – слабые волны/огонь.
« Доброе животное»
Возраст: 5-7 лет.
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, принимать друг друга, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: « Встаньте в круг и возьмитесь за ручки парашюта. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - назад (3 раза)
Так не только дышит животное, так бьется его сердце. Давайте послушаем, как оно бьется! (без вдоха и выдоха), при этом сильные удары ногами. Стук - шаг вперед, стук-назад (3 раза). Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго животного себе.

Игры на сплоченность

« Яблочко»
Возраст: 3-7 лет.
Цель: учит взаимодействовать детей друг с другом, развивает координацию движений, раскрепощает.
Ведущий бросает на поднятый парашют несколько мягких мячиков
(«яблочек»). Задача детей не допустить, чтобы они упали на пол.

Игры на дыхание

«Бегемотик»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Дети, находящиеся в положении лежа на парашюте, кладут ладонь на область диафрагмы. Педагог произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох).

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

«Волшебная радуга»
Цель: закрепить умение согласовывать прилагательное и существительное.
Дети садятся на парашют. Уточняется цвета парашюта. Дети получают предметные картинки. Дети называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый…
Игра «Назови ласковым словом»
Цель игры: закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить словарный запас, развить ловкость и быстроту реакции.
Педагог называет любое существительное и называет кто отвечает. Ребенок, называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме и поднимает сектор парашюта.
Например: мяч — мячик; стол —столик; ключ —ключик;

Игры на развитие фонематического слуха

Игра «Добавь слог»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Дети стоят вокруг парашюта, если педагог добавляет
БА: вер..., из..., гу..., тру..., стрель..., борь...;, то дети поднимают парашют, если слог БЫ: тру..., гу..., клум..., тум..., из..., то опускают парашют.
Список литература.
1.       Игры с парашютом. – Режим доступа: http://janemouse.livejournal.com/698400.html
2.       Русских Е. С. Игровой парашют: методическая разработка. – Омутнинск, 2011. – 5 с.
3.       Терехина О. Е. Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, - СПб, 2012. – 14 с.
4.       Эльконин Д. Б. Психология игры. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 360 с.

2018