НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Донская Е. А., Бугаева В. В. Тематическое мероприятие в подготовительной группе детского сада «Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Цель: обогащение знаний детей о героическом прошлом города на Неве - о блокаде Ленинграда.
Задачи:
1.Образовательные:
·          Расширять и обогащать знания детей об истории России, о блокаде Ленинграда
·          Формировать представления детей о героизме людей, переживших блокаду Ленинграда в годы войны
2.Воспитательные:
·          Воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
·          Воспитывать чувство сопереживания, уважения к старшему поколению
3.Развивающие:
·          Развивать образные представления героических событий посредством музыки и танца
·          Развивать память и коммуникативные способности детей.
Предварительная работа:
• рассказ воспитателя о событиях в дни блокады Ленинграда,
• рассматривание фотографий о военном прошлом,
• словарная работа: осада, блокада, бомбоубежище, «дорога жизни»;
• прослушивание музыкальных произведений на военную тему,
• разучивание песен и танцев военной тематики.
Материалы и оборудование:
• свечи (имитация),
• бумажные журавлики- оригами,
• презентация «Блокадные дни»,
• мультфильм «Воробушек»
• фонограмма песен «Пусть всегда будет солнце», «Священная война», «Мирные небеса», для танцевальной композиции со свечами.
• запись звуков метронома, вой сирены.
Ход мероприятия:
Воспитатель держит глобус, звучит запись песни «Пусть всегда будет солнце»:
- Дети, как вы считаете, какое слово самое главное на свете? (мир, мама, Родина) Да, каждое из этих слов по-своему главное: всем людям нужен мир, часто требуется помощь и доброе слово мамы, не прожить человеку и без Родины.
- скажите ребята, как называем свою Родину? (ответы детей: наша большая Родина это (Россия). А значит мы кто? (Россияне)
-Посмотрите, что это (глобус) Да это границы России нашей большой Родины.
- ребята, в нашей стране России, в нашем крае, в нашем городе и в нашем детском саду все живут мирно.
Миру – мир!
Сегодня, завтра.
Миру – мир!
Всем на века… Но так было не всегда… (Меняется фоновая музыка, звучит запись песни «Вставай, страна огромная».
- Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.
Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить смелому, стойкому, несломленному городу, который раньше назывался Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.
Дети читают наизусть стихи:
22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
Однажды летом на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
И грозные тучи фашистской блокады
Изверглись над городом Ленинградом.
- Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).
- Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)
-Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера.
Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.
Враги окружили город,
В блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговским, Невским проспектом
Снаряды и пули летят.
Рано зима в этот год наступила.
Морозы пришли, холода.
И в мирную жизнь ленинградцев
Ворвалась нежданно беда.
Воспитатель ведет рассказ, показывая фотографии на слайдах презентации.
-В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день (показать). В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
-Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.
Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для нас с вами.
-В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.
-По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.
-Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Дети слушают звук сирены.
-Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.
Дети слушают звук метронома.
блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.
Музыкальная композиция-танец со свечами.
-Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).
Дети читают стихи:
Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.
Висит над Невою морозная мгла.
И если не лает, не воет война –
Глухая, немая стоит тишина.
На той, на опасной в обстрел стороне,
У булочной очередь жмется к стене.
Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»
Нацеленный в небо застыл пулемет.
Осколком пробит на часах циферблат,
И время не движется – стрелки стоят,
И очередь тоже стоит и стоит
Угрюмо, как наш ленинградский гранит…
Просмотр анимационного фильма «Воробушек»
-Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы оставались людьми… Всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио. Всю блокаду на радио работала поэтесса Ольга Бергольц. Каждый день, голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, чтобы жить и бороться дальше.
Ребёнок читает стихи:
Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И Ленинградцы слушали стихи,
В замерзших залах музыка звучала.
-Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.
Бомбежки, метели, заносы…
Уходят машины под лед,
Но каждый шофер твердо верил,
Что город, любимый спасет.
«Дорогой жизни» Ладогу назвали,
Надеждой на спасение людей.
Раненых, больных и истощенных,
везли полуторки по ней.
Фронтовой шофер –герой
Много в жизни повидал,
Но за руль держался крепко,
Свою песню напевал.
-И вот пришел день освобождения. Наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. В честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы
Тихо плачут.
Пусть будет мир на всей планете,
И войны не знают дети,
Пусть дети учатся, мечтают,
Ни горя, ни беды не знают.
-С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.
Исполняется песня «Мирные небеса»
Акция «Лента памяти» ребята крепят к ленте сделанных ранее из бумаги голубей – символ мира и добра. Звучит запись песни «Пусть всегда будет солнце».
2022