Цель: обогащение знаний детей о героическом прошлом города на Неве - о блокаде Ленинграда. Задачи: 1.Образовательные: · Расширять и обогащать знания детей об истории России, о блокаде Ленинграда · Формировать представления детей о героизме людей, переживших блокаду Ленинграда в годы войны 2.Воспитательные: · Воспитывать патриотизм и любовь к Родине. · Воспитывать чувство сопереживания, уважения к старшему поколению 3.Развивающие: · Развивать образные представления героических событий посредством музыки и танца · Развивать память и коммуникативные способности детей. Предварительная работа: • рассказ воспитателя о событиях в дни блокады Ленинграда, • рассматривание фотографий о военном прошлом, • словарная работа: осада, блокада, бомбоубежище, «дорога жизни»; • прослушивание музыкальных произведений на военную тему, • разучивание песен и танцев военной тематики. Материалы и оборудование: • свечи (имитация), • бумажные журавлики- оригами, • презентация «Блокадные дни», • мультфильм «Воробушек» • фонограмма песен «Пусть всегда будет солнце», «Священная война», «Мирные небеса», для танцевальной композиции со свечами. • запись звуков метронома, вой сирены. Ход мероприятия: Воспитатель держит глобус, звучит запись песни «Пусть всегда будет солнце»: - Дети, как вы считаете, какое слово самое главное на свете? (мир, мама, Родина) Да, каждое из этих слов по-своему главное: всем людям нужен мир, часто требуется помощь и доброе слово мамы, не прожить человеку и без Родины. - скажите ребята, как называем свою Родину? (ответы детей: наша большая Родина это (Россия). А значит мы кто? (Россияне) -Посмотрите, что это (глобус) Да это границы России нашей большой Родины. - ребята, в нашей стране России, в нашем крае, в нашем городе и в нашем детском саду все живут мирно. Миру – мир! Сегодня, завтра. Миру – мир! Всем на века… Но так было не всегда… (Меняется фоновая музыка, звучит запись песни «Вставай, страна огромная». - Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом. Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить смелому, стойкому, несломленному городу, который раньше назывался Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны. Дети читают наизусть стихи: 22 июня ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, Что началась война. Однажды летом на рассвете Гитлер дал войскам приказ И послал солдат немецких Против русских, против нас. И грозные тучи фашистской блокады Изверглись над городом Ленинградом. - Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября). - Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо) -Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера. Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года. Враги окружили город, В блокадном кольце Ленинград. Над Лиговским, Невским проспектом Снаряды и пули летят. Рано зима в этот год наступила. Морозы пришли, холода. И в мирную жизнь ленинградцев Ворвалась нежданно беда. Воспитатель ведет рассказ, показывая фотографии на слайдах презентации. -В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день (показать). В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало. -Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой. Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для нас с вами. -В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек. -По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. -Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла. Дети слушают звук сирены. -Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома. Дети слушают звук метронома. -В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается. Музыкальная композиция-танец со свечами. -Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»). Дети читают стихи: Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла. Висит над Невою морозная мгла. И если не лает, не воет война – Глухая, немая стоит тишина. На той, на опасной в обстрел стороне, У булочной очередь жмется к стене. Листовка со строчкою: «Враг у ворот!» Нацеленный в небо застыл пулемет. Осколком пробит на часах циферблат, И время не движется – стрелки стоят, И очередь тоже стоит и стоит Угрюмо, как наш ленинградский гранит… Просмотр анимационного фильма «Воробушек» -Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы оставались людьми… Всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио. Всю блокаду на радио работала поэтесса Ольга Бергольц. Каждый день, голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, чтобы жить и бороться дальше. Ребёнок читает стихи: Блокадный город. Голод. Вой пурги. Но в Ленинграде музы не молчали. И Ленинградцы слушали стихи, В замерзших залах музыка звучала. -Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен. Бомбежки, метели, заносы… Уходят машины под лед, Но каждый шофер твердо верил, Что город, любимый спасет. «Дорогой жизни» Ладогу назвали, Надеждой на спасение людей. Раненых, больных и истощенных, везли полуторки по ней. Фронтовой шофер –герой Много в жизни повидал, Но за руль держался крепко, Свою песню напевал. -И вот пришел день освобождения. Наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. В честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют. За залпом залп. Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пестрыми цветут, А ленинградцы Тихо плачут. Пусть будет мир на всей планете, И войны не знают дети, Пусть дети учатся, мечтают, Ни горя, ни беды не знают. -С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады. Исполняется песня «Мирные небеса» Акция «Лента памяти» ребята крепят к ленте сделанных ранее из бумаги голубей – символ мира и добра. Звучит запись песни «Пусть всегда будет солнце».