Городки – это старинная русская игра. Определение игре Городки, сделанное великим полководцем Александром Васильевичем Суворовым «Битою мечусь — это глазомер, битою бью — это быстрота, битою выбиваю — это натиск» - стало едва ли не классическим. Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Внимание Владимира Владимировича Путина к национальным видам спорта заставило представителей городошного спорта поверить в перспективы собственного развития. Слова президента РФ о внимании к национальным видам спорта, что «Народные виды спорта - важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики». Моё увлечение игрой Городки началось со знакомства с представителями Федерации городошного спорта Московской области. Совместно с представителями Федерации мы решили расширить знания детей о Городках как о русской народной игре-забаве и как о виде спорта. Игра Городки - это современная модель организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение дошкольников игре Городки обеспечивает: · приобщение воспитанников к национальному виду спорта · возрождение интереса и умения играть в «городки»; · популяризацию городошного спорта среди детей дошкольного возраста и их семей; · включение родителей в образовательный процесс, который является частью дошкольного образования. Оно должно быть: открытым и вариативным; мотивирующим на создание интереса у детей и родителей; персонифицированным – максимально ориентированным на каждого ребенка; В основе обучения лежит: · новая форма взаимодействия с педагогами, родителями и социальными партнерами Московской областной Федерации городошного спорта · модульная программа, которая заключается в том, что небольшая часть материала берется как автономная тема и образовательная деятельность строится из таких автономных тем (рисунок 1). Модульная программа обучения состоит из 4 блоков. Блок 1.Теоретические основы и обучение детей игре «Городки» Модуль 1:теория, которая включает в себя знакомство с историей возникновения игры, с правилами игры, с техникой безопасности. Для контроля уровня теоретических знаний, развития логического мышления детей я использую планшет «логико-малыш». Карточки для планшета я разработала сама. Планшет позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при закреплении и систематизации освоенного материала. С помощью планшета в игровой форме быстро осуществляется контроль уровня знаний. Дети могут самостоятельно выполнить работу над ошибками. Модуль 2: физическая подготовка Чтобы занятия приносили детям удовольствие, чтобы они не потеряли интерес и достигли определенных результатов детей нужно мотивировать, для этого я использую нетрадиционное оборудование: Координационная лестница является комплексным тренажером и способствует развитию координации, чувства ритма. Значительно улучшает скоростные качества, и баланс тела в движении. Включать комплексы с координационной лестницей можно, как в разминку, так и в основную деятельность. Для укрепления силы мышц рук и плечевого пояса я использую функциональный и эффективный тренажер «Резинка». На вид это простой и удобный спортивный инвентарь для занятий, который обеспечивает дополнительную нагрузку на мышцы. За счет амплитуды растяжения резинки легко регулировать нагрузку в процессе двигательной деятельности и привычные упражнения можно делать с большей пользой для мышц. Блок 2.Практические умения и навыки по игре «Городки» Модуль 1: освоение и совершенствование техники игры В процессе обучения освоения и совершенствования двигательных умений и навыков можно выделить три этапа: - начальное разучивание - углубленное разучивание -закрепление и совершенствование Самое главное на начальном этапе дать детям правильный, безукоризненно четкий показ образца. А также показ в более медленном темпе с пояснениями всех элементов, составляющих движение. Учитывая имеющийся опыт и некоторую приобретенную технику выполнения упражнений, детям можно предложить творческие задания: внести какое-либо изменение в известное им упражнение или создать свой вариант, скомбинировать из знакомых элементов новое, придумать свое, оригинальное упражнение. Для закрепления знаний городошных фигур очень хорошо использовать палочки Кюизенера, играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь на подсчете, запоминает размер и цвет. Модуль 2: соревнования Соревнования подразделяются на командные и личные, а так же семейные турниры. Они проводятся по упрощенным правилам. Наша команда творчески подходит к составлению программы соревнований. Спортивная часть строится с учетом официальных правил проведения соревнований, а для создания определённого эмоционального настроя участников - соревнования сопровождаются театрализованной программой, сценическим действом. Все это поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее. Обязательным элементом театрализованных программ является танцевальный флешмоб, который создает ощущения радости, способствует раскрепощению и даёт возможность всем свободно двигаться. Блок 3 Приобщение детей к истокам русской народной культуры Модуль 1: музыкальный фольклор Модуль 2: культурно-досуговая деятельность Игра в городки это не только спорт, но и приобщение к истокам русской народной культуры, знакомство с народным фольклором с его традициями и обычаями, с песенным и танцевально-игровым фольклором все это мы используем в работе с детьми. Блок 4 Взаимодействие Модуль 1: родители Модуль 2: педагоги Модуль 3: Федерация городошного спорта В организации мастер-классов для родителей нам помогают представители Федерации городошного спорта. Родители проявляют большой интерес к народной игре и становятся ее участниками, они пробуют свои силы в городошном спорте, и радуются своим успехам как дети. Используя модульную систему обучения можно творчески подойти к составлению конспекта занятия. Одну и ту же тему можно представить по-разному. В моей программе обучения конспекты разработаны в соответствии с названиями 15 городошных фигур. Соблюдается структуру физкультурного занятия. Каждый конспект включает в себя разные автономные темы. Таким образом, в одном занятии может использоваться материал разных блоков. Игра Городки оказывает большое влияние на формирование зрительно-моторной координации, развитие которой является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Игра Городки повышает реакцию, способность к концентрации, сосредоточению, укрепляет нервную систему ребенка. В игре ребенку можно делать то, что в реальности на прогулке запрещено: играть с палкой, бросать ее, бегать, кричать, что является сильной психо-эмоциональной разгрузкой. Городки - это интересная, исконно-русская игра, в которую с большим удовольствием играют и взрослые и дети. Игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. И я рекомендую использовать обучение игре Городки, как одну из форм организации оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Мы начали этот интересный путь и находим новые формы организации взаимодействия и сотрудничества. Мы очень рады положительным откликам детей, родителей, педагогов. Для нас важно чтобы ряды любителей городошного спорта пополнялись. Я приглашаю всех к сотрудничеству.
Библиографический список
Борисова М.М., Зорина Т.А., Сафронова Н.М, «Обучение дошкольников игре Городки», методическое пособие – М.: Линка-Пресс, 2017. – 208с.