Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Бачу Т. А. Классный час на тему «Вспомним былое. Приют «Душа бродяги»

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Направление воспитательной работы: духовно – нравственное
Цель воспитательного мероприятия: воспитание у детей общечеловеческих и нравственных ценностей.
Задачи:
Жизненно-практическая задача: повышать ответственность у детей за тех, кого приручили;
Воспитательная задача: продолжить работу по культуре общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать;
Организационно-педагогическая задача: уметь организовать совместную деятельность детей на основе работы в группе и в классе.
Условия проведения
Время на проведение: 30 – 45 мин.
Место проведения: классный кабинет
Способы организации взаимодействия участников: фронтальная и групповая работа.
Необходимое оборудование: ПК, электронная презентация (слайды: стихотворение, фотографии прошлых лет из приюта «Душа бродяги»), заготовка маленьких сердец и большого сердца.
Этапы проведения мероприятия
Подготовительный этап: дома ребятам нужно было повторить рассказ Ю. Яковлева: «Он убил мою собаку», вспомнить главную мысль текста.
Ученики заранее поделены на группы, по 3-4 человека, на партах: листы бумаги, карандаши, ручки.
Приложения:
1. Текст «Он убил мою собаку»;
2. Стихотворение Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге»
1. Организационный момент – 1 минута
2. Актуализация знаний – 10 минут
3. Введение в тему урока – 1 минута
4. Открытие нового знания – 10 минут
5. Развитие учебно – языковых и речевых умений – 17 минут
6. Рефлексия – 4 минуты.
Организационный момент: приветствие учеников, выявление отсутствующих.
Актуализация знаний:
Учитель - Ребята, дома вы повторили текст Яковлева: «Он убил мою собаку», скажите, какова главная мысль текста, о чём он?
- Назовите героев произведения.
Ученики - О доброте детского сердца. Табор, его отец, собака, директор…
Учитель- Хорошо, скажите, а какие чувства вы испытывали, прочитав заново это произведение?
Ученики - Сострадание, непонимание…
Учитель - Хотели бы вы быть похожими на Таборку? Почему? А хотели бы вы быть похожими на отца Таборки? Аргументируйте свой ответ.
Какие поступки вы совершали, чтобы быть похожими на Таборку?
Ученики - Собирали гуманитарную помощь в приют, строили кормушки для птиц…
Учитель - Хорошо, а нужно ли в этом году продолжать подобную работу? Для чего?
Ученики - Нужно, ведь количество бродяг – животных только растёт. Животным нужно помогать. В первую это нужно делать для самих себя, для того, чтобы наши сердца не ожесточились.
Учитель - - То есть, вы считаете, что нужно продолжить помогать животным приюта?
Ученики - Да, и не только, можно подкармливать бездомных животных, которые бродят по улицам.
Учитель - Значит, добрые дела нужно делать постоянно?
Ученики – Конечно…
Введение в тему урока:
Учитель - Хорошо, ребята, как вы думаете, какова же тема нашего классного часа?
Ученики - Помощь животным, доброе сердце, волонтёрство…
Учитель - Вы все абсолютно правы. Сейчас мы вспомнили, какую работу мы с вами провели в предыдущих классах, чтобы наши сердца не стали такими, как у отца Таборки (здесь можно показать презентацию работы класса).
- Наша тема звучит так: Приют «Душа бродяги»
- Обратите внимание на эпиграф: «Ведь может быть тело дворняги, а сердце чистейшей породы» ( эпиграф можно вывести на слайд или записать на доске). О чём эти строки?
Ученики - О том, что не важно, какой породы животное, главное, что оно может быть преданным, добрым.
Открытие нового знания:
Учитель - Ребята, а вам знакомы эти строки, вы знаете из какого они произведения?
( До начала урока учитель узнаёт и рассаживает детей так, чтобы у каждой группы была возможность выйти в интернет через телефон)
- Сейчас я проверю, насколько эффективно вы работаете в интернете. Найдите автора произведения и само произведение.
Внимание, группа, которая быстрее всех выполнит задание – получит сердце. Заданий будет достаточно, чтобы определить победителя. Группа, набравшая наибольшее количество сердец станет организатором сбора гуманитарной помощи в приют, а также о группе будет рассказано в школьном сообществе, в VK и на школьном сайте.
Вперёд!
Гр.1
- Это стихотворение Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге»
Развитие учебно – языковых и речевых умений:
Учитель – Группа 1 получает сердце и читает стихотворение
( учитель выводит слайд с текстом стихотворения на экран)
Ребята, вам понравилось стихотворение? Почему? Есть ли здесь герои, на которых можно равняться?
Итак, первое задание вы выполнили. Теперь прошу каждую группу составить синквейн по данному стихотворению на тему: «Жестокость человеческой души» (в этом задании по итогу можно давать сердца нескольким группам).
Варианты ответов учащихся.
Пример синквейна:
1. Дворняга
2. Рыжая, кареглазая
3. Швырнул, скрылся, не думали
4. И, стукнувшись лбом, полетела
5. Старик! Ты не знаешь природы!
Учитель - Вы, наверное, немного подустали, давайте чуть-чуть разомнёмся, встаём, физкультминутка:
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз - прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» -
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
- Теперь вам нужно вспомнить произведения, в которых главная роль отведена животному. За каждый правильный ответ группа получает сердце.
Ответы детей…
Учитель - Как вы видите, многие писатели брали в роли животных и необязательно чистопородных. Ребята, как вы считаете, откуда берутся бездомные животные? А что делать, если вы нашли, к примеру, собаку, и видите, что она чья – то?
Ответы детей…
Учитель - Хорошо, следующее задание – написать объявление: короткое, понятное. Цель – вернуть потерявшееся животное хозяину.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель - Все прочитали, молодцы. Теперь, ребята, вы должны проголосовать своей группой за наиболее, с вашей точки зрения, удачное объявление. Голосуем, подняв руку, по одному разу, за себя голосовать нельзя (учитель отдаёт сердце).
Рефлексия:
Учитель - У каждой группы, хоть по 1 сердцу, да собралось. Прошу вас наполнить свои сердца: впишите несколько эпитетов в эти сердечки.
Учащиеся выполняют задание
Учитель - Теперь смотрим, кто же выиграл? У кого больше сердец? Остальных прошу не расстраиваться, ведь у вас тоже будет замечательная возможность поучаствовать в данном мероприятии: помочь в сборе гуманитарной помощи для приюта «Душа бродяги» и конечно – это не останется без внимания: о вас также скажут на сайте школы и на странице в VK.
Учитель достаёт макет большого сердца:
- Ребята, что обычно говорят люди, где находятся те самые понятия: добро, верность, любовь?
Ученики – В сердце…
Учитель - Вот это большое сердце – сердце нашего класса, состоит оно именно из тех сердец, которыми вы его сейчас наполните. Прошу каждую группу прикрепить (на клёпки) своё сердце с добрым словом.
Группа победителей, прочитайте, какое у нашего класса сердце?
Скажите, может это большое сердце существовать без маленьких, будет ли оно наполненным? Что появится даже без 1 сердечка?
Ответы детей
Учитель - Уважаемые дети, вот подобно этому большому сердцу, наш класс не может существовать без каждого из вас, без вашего доброго, светлого, отзывчивого сердечка.
Спасибо за урок!
2021