НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шумилова О.В. Фольклор как средство формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте тела, лица, прически, обуви, одежды продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье.

С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал — «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.».Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.

«Фольклор» обслуживает ребенка с самого его рождения. Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «А ты -баты, шли солдаты...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Фольклор создан для жизни. Еще К. Г. Юнг научно обосновал теорию коллективного бессознательного: «Вы думаете, вы сами воспитываете своих детей? Их воспитывают целые поколения бабушек и дедушек, стоящих за их спиной». Народный опыт, традиции формировались веками, и поэтому каждое слово в фольклоре наполнено глубоким смыслом.

Детский фольклор – благодатная почва для интеллектуального, социального, эмоционального и личностного развития детей. «Раннее детство – это глубинный опыт, закрепляемый регулярным повторением дел и занятий, который определяет дальнейшее звучание души в течение своей жизни» (Н. Гительсон).

Рассказывая потешки, на первых порах используется наглядность, надо объяснять значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствовать свою речь, помнить, что подражание - движущая сила в развитии ребенка. Фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально – игровой опыт детей, развить их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.Именно поэтому в повседневной жизни, общаясь с малышом, желательно использовать стишки и прибаутки, которые помогут заинтересовать и привлечь ребёнка к обучению культурно-гигиеническим навыкам. Потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывают доброжелательный смех детей, действуют на ребенка сильнее, чем замечания и наставления, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми. Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживается интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.

Библиографический список

1.Бочкарева О. И. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 96с
2.Мчедлидзе Н. Б., Лебеденко А. А., Гребенщикова Е. А. История дошкольной зарубежной педагогики. — М.: Просвещение, 1980.
3.Воспитание и обучение детей трех­-семи лет: учебное пособие / Ф.С. Левин ­Щирина, Д.В. Менджерицкая. ­ М.: Московский гос. педагогический институт им. В. И. Ленина, 1974. ­ 314 с.
4.Смирнова Е.Т. Гигиенические условия воспитания детей в ДОУ. – М.: Просвещение, 2010 – 144 с.
5.Смирнова Е.Т. Гигиенические условия воспитания детей в ДОУ. – М.: Просвещение, 2010 – 144 с
6.ПЕТЕРБУРСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» №1(50) /январь /2009
7.Детский поэтический фольклор / сост. А. Н. Мартынова. — СПб.: Питер, 1997 – 320 с.
8.https://vuzlit.ru/
2019