НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Носкова С.А., Смирнова Е.Е. Формируем энергосберегающий образ жизни с детского сада

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Аннотация. Значимость эффективного использования энергоресурсов для всего человечества неоспорима. В России проблема энергосбережения также актуальна и поэтому необходимо осознанное отношение людей к экономному потреблению энергоресурсов. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, обучение простым приёмам энергосбережения в быту, формирование устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни необходимо начинать уже с дошкольного возраста. И, хотя тема энергосбережения для детей дошкольного возраста на первый взгляд трудна, детям она очень интересна. Во многом, создание и поддержание у детей интереса к теме энергосбережения, зависит от выбранных педагогами форм организации деятельности с детьми, методов и приёмов работы, а также от личного отношения взрослого человека к этой теме.
Ключевые слова: энергосбережение, экономия энергоресурсов, энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, энергосберегающий образ жизни.
Одной из самых актуальных задач для всего человечества является энергосбережение. К сожалению, осознание проблемы сбережения энергоресурсов в России только началось. До недавнего времени россияне считали, что наша страна настолько богата природными ресурсами, что вопрос их сбережения даже не возникал. В настоящее время, во многом благодаря государственной политике в области энергосбережения, амбициозных планов по повышению конкурентоспособности на мировом рынке, перехода на рыночные отношения, пришло понимание: избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не должна предусматривать энергорасточительность.
Энергосбережение стало стратегической задачей государства, одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности: принят федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Кабинетом Министров Чувашской республики утверждена Энергетическая стратегия Чувашской республики на период до 2020 года.
Энергосбережение — процесс многогранный, он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни народа, общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны — во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в дошкольном возрасте. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.
Рабочей группой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 162 «Акварелька» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики была разработана и реализуется Программа энергосбережения в ДОУ. Многое делается в республике по повышению энергоэффективности образовательных организаций. Уже не первый год администрацией города Чебоксары учреждён грант «Энергоэффективная образовательная организация». Детский сад стал его обладателем, что позволило получить дополнительное финансирование на реализацию мероприятий энергосбережения. В дошкольном учреждении проблемам энергосбережения уделяется большое внимание. Ведётся поэтапная замена старых ламп на светодиодные, замена старого кухонного оборудования на оборудование класса энергопотребления А, замена системы отопления на современную для уменьшения потерь тепла, установлен новый автоматизированный узел погодного регулирования на систему отопления. Однако, несмотря на серьёзные финансовые вложения в реализацию мероприятий по энергосбережению, проводя анализ потребления энергоресурсов ежеквартально, первоначально мы не получали желаемой экономии. Когда задумались о причинах низкой эффективности мероприятий, поняли, что основная причина – человеческий фактор. Обратили внимание: в помещениях детского сада, коридорах - никого нет, а свет включён. Требовалось более оперативное устранение проблем с сантехникой. Необходимо было обратить внимание каждого сотрудника, ребёнка и его родителей на не выключенный кран, неплотно закрытую дверь, включенную лампу в пустом помещении. Так возник проект «Формула успеха».
В течение года в детском саду проводим мероприятия с коллективом сотрудников, воспитанниками и их родителями с целью активизации работы по пропаганде и информированию в сфере энергосбережения, обучения простым приёмам энергосбережения в быту. Приказом по учреждению назначены сотрудники, ответственные за экономию энергоресурсов. Критерий по отсутствию замечаний со стороны администрации дошкольного учреждения, а также конкретная экономия энергоресурсов включён в стимулирующие выплаты сотрудникам дошкольного учреждения.
Повышение профессиональной компетентности педагогов - важный аспект в организации разнообразных форм работы с детьми и родителями по вопросам энергосбережения. В практике работы дошкольного учреждения используются активные формы работы с педагогами: семинар (семинар-практикум, семинар-брифинг, проблемный семинар, теоретический семинар), деловая игра, круглый стол, мастер-класс, тренинг, устный журнал, педагогическая викторина и др., на которых педагоги получают как теоретические знания, так и практический опыт. Самой распространенной и эффективной форм занятий с педагогами в детском саду является семинар-практикум. В рамках семинаров акцентируем внимание:
– на развитии таких жизненно важных навыков, как умение изучать и внедрять вопросы энергосбережения на практике в повседневную жизнь;
– работе со взрослыми (семьей);
– собственном стремлении содействовать решению проблем ресурсосбережения;
– выработке личной и гражданской ответственности по вопросу энергосбережения.
Эффективной формой методической работы с педагогами является создание творческих групп в педагогическом коллективе. Творческая группа может участвовать в разработке перспективного плана работы с дошкольниками по энергосбережению.
Вопросы развития жизненно важных навыков дошкольников по энергосбережению решаются при взаимодействии педагогов и родителей. Для широкой пропаганды идей бережливости среди родителей в учреждениях дошкольного образования оформляются информационные уголки, стенды, выпускаются стенгазеты, альманахи и т. д. Важна и просветительская работа среди родителей. Она осуществляется в рамках акций («Введи экономию в привычку»), путем распространения листовок, буклетов («Главное не табличка, а привычка») и т. д. Дети охотно делятся со взрослыми (родителями) знаниями, полученными в детском саду: как сберечь тепло в квартире, как экономить электроэнергию и воду. При этом они чувствуют свою значимость, понимают важность информации, которую получают от педагогов.
Интересные мероприятия организуются в учреждении с воспитанниками. Для формирования устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни, дети подготовительных к школе групп включаются в совместную с родителями исследовательскую работу «Как мы берегли электроэнергию дома». Перед началом эксперимента участники эксперимента записывают показания счетчика и 2 недели живут как обычно. Следующие 2 недели семья старается беречь электроэнергию. Полученные знания воспитанники презентуют в форме фотоотчёта перед своими сверстниками. Данная исследовательская деятельность не просто в теории, а наглядно демонстрирует и детям и взрослым возможности экономии энергоресурсов, потребляемых в квартире, а значит и экономию семейного бюджета.
С воспитанниками в течение года проводим беседы по энергосбережению: «Откуда к нам приходит электричество?», «Экономим тепло и свет», «Потреблять, а не распылять энергию», «Энергию сохрани – планету сбереги», «Для чего людям нужно электричество и почему его нужно беречь», «Почему в наших группах тепло? Как сохранить тепло в группе». Организуются тематические занятия по темам: «Экономия топливных и энергетических ресурсов», «Как беречь электричество?», «История лампочки». В группах оформляются выставки детских рисунков и поделок «Энергосбережение глазами детей».
Ежедневно, на утреннем сборе, в детском саду в группах среднего и старшего дошкольного возраста распределяется дежурство детей. В нашем саду дети участвуют не только в традиционных дежурствах по столовой, по занятиям, но и по экономии энергоресурсов. В задачу дежурных входит внимательное отношение к использованию энергоресурсов в группе детского сада. Дежурные сами выключают свет (если во включенных лампах нет необходимости) или просят сделать это взрослых, следят: плотно ли закрыты краны, не течёт ли без пользы вода, плотно ли закрыты входные двери. По итогам дежурства дети начинают понимать, что они — частичка большого общества всех людей на Земле, и многое зависит от них самих.
С целью пропаганды идеи энергосбережения среди населения города воспитанники ДОУ уже не в первый раз участвуют в социальной акции «Вместе ярче», в ходе которой ребята рассказывают прохожим на улице о значимости энергосбережения, о своём первом личном опыте энергосберегающего образа жизни, раздают памятки, изготовленные своими руками.
В заключение хочется привести слова Д.А.Медведева: «Энергоэффективность – настолько злободневная и в то же время тяжёлая для нас тема, что практически все направления работы по этой теме следует признать весьма и весьма необходимыми» и призвать экономить энергоресурсы не только в Год экологии, а сделать свой образ жизни – энергосберегающим.
Литература:
1. ФЗ №261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 349 от 30 декабря 2005 года "Об Энергетической Стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года"
3. Башмаков, И.. Сказка о потерянном тепле / И. Башмаков. - М., 2012. – 43 с.
4. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования: метод. рек. / сост. И. Н. Сапун; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск: АПО, 2012. — 24 с.
5. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Е. А. Курак. — М., 2002. — 78 с.
2018