Библиографическое описание:
Скробот Д.С. Роль информационных технологий в образовании // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Аннотация: в статье приводится сравнительный анализ научных исследований отечественных и зарубежных авторов по применению цифровых образовательных ресурсов в подготовке будущих специалистов. Большое внимание в статье уделяется использованию в учебном процессе информационных ресурсов, в которых учебный материал может быть представлен в цифровом (электронном) формате.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии, информатизация образования.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
В условиях повсеместной информатизации всей системы образования значительно возрастает значение информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников. Практика показывает, что сегодня есть все возможности для совершенствования образовательного процесса за счет внедрения новых методов и инструментов ИКТ, особенно при преподавании специальных дисциплин. Большое значение имеет необходимость подготовки педагогов по этим технологиям.
Развитие общеобразовательных, общекультурных и профессиональных навыков в работе с информацией, коммуникативных навыков работы со студентами, умения проектировать электронные учебные издания - все это в совокупности составляет основу информационно-коммуникативной компетенции современных преподавателей.
Как отмечает в своей работе А. М. Аюлов, происходящие изменения в традиционных подходах к учебно-воспитательному процессу обусловливают феномен электронного обучения. Развитие ИКТ и мультимедиа говорит о широком разнообразии технологий и средств, быстром расширении их возможностей и функций, а также об их применении в образовательном процессе, устраняя при этом любые границы, связанные с географией, культурой, возрастом [1; 113].
Основой повышения качества всего образования является уровень квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Повсеместное использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения дисциплин позволяет повысить качество образовательного процесса. Грамотное использование ИКТ преподавателями вузов значительно усиливает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студентов, воспитание в них определенного уровня научной культуры [2; 86].
Одна из новых педагогических технологий обучения с использованием цифровых электронных ресурсов (ЦОР) подчиняется основным законам педагогики, и включает как традиционные дидактические принципы образования, так и дополняются новыми условиями и критериями учебной среды. Существующие исследования психологов показывают, что эффективность учебного процесса напрямую зависит от уровня активации всех органов чувств, т.е. чем шире у студентов сенсорное восприятие учебного материала, тем лучше он усваивается.
Это дает основания полагать, что чем разнообразнее и четче разработан и представлен учебный материал, тем эффективнее учебный процесс. Можно сделать вывод, что наиболее перспективным средством преподавания специальных дисциплин являются цифровые образовательные ресурсы.
Эти инструменты основаны на различных информационных технологиях, которые включают в себя не только существующие технические приемы, например, использование гипертекстовых технологий, т. е. когда есть возможность перейти от одного текста к другому с помощью ссылок, но и, например, гипермедиа, т. е. синтез гипертекста и мультимедиа (графика, звук, видео). Кроме того, использование ЦОР экономит время во многих отношениях и не требует больших затрат на печать для услуг, не связанных с печатью.
Например, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова считают, что роль цифровых образовательных ресурсов особенно очевидна в процессе самостоятельной внеклассной работы студентов. В разработанных новых образовательных стандартах для самостоятельной работы студенту дается гораздо больше времени по отношению к общей сложности дисциплины. Процесс самостоятельного усвоения знаний студентами должен, как правило, носить индивидуальный характер и происходить в возникающих новых информационных условиях, отражающих содержание информационных процессов в современном обществе и в изучаемой дисциплине [6; 134].
Любой вид образовательной деятельности может быть обеспечен различными информационными инструментами. Вопрос выбора учебных пособий решается с учетом специфики содержания целей и задач обучения по данной дисциплине. Выделены следующие основания для выбора и сочетания учебных пособий:
· степень адекватности средств целям и содержанию образования;
· степень адекватности средств по отношению к организационным формам и методам обучения, уровень эффективности в их реализации;
· учет многомерного принципа усвоения учащимися учебного материала;
· уровень соответствия средств обучения образовательным целям и задачам по изучаемой дисциплине на данном этапе;
· уровень эффективности средств обучения [4; 89].
Например, можно применить слайд-лекции с элементами анимации, что позволит студенту более четко изучить материал. Кроме того, эффективными будут интерактивные модели и динамические FLASH-презентации. Однако следует отметить, что для создания анимационных моделей преподавателям требуются специальные знания (не только Word или Excel) и достаточно длительное время для их разработки. С этой целью в вузах должны быть организованы специальные курсы по обучению профессорско-преподавательского состава необходимым навыкам и знаниям в области развития цифровых образовательных ресурсов.
С внедрением новых образовательных стандартов необходимо создавать и использовать только те электронные образовательные ресурсы, которые строго регламентированы по времени, содержанию, а также соответствуют образовательным и рабочим программам. Создание таких стандартов следует поручить специальным организациям, имеющим опытных программистов, корректоров, научных консультантов и, конечно же, преподавателей по данным дисциплинам [5; 115].
Все электронные учебные ресурсы можно разделить на следующие группы (категории):
· функции, которые они выполняют в учебном процессе: учебно-методический комплекс по определенной дисциплине, учебная программа, справочники, конспекты лекций, тестовые задания, методические указания по выполнению самостоятельной работы, комплект научных публикаций и другие;
· степень и уровень дидактического обеспечения изучаемой дисциплины: отдельный предмет дисциплины, раздел, часть раздела и другие;
· по типу учебного процесса, в котором используется определенный образовательный ресурс: лекции, необходимое учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения или системы электронного обучения и другие;
· по характеру представления информации: мультимедийный продукт, электронный аналог печатного учебного издания и других;
· по степени интерактивности: активная, описательная, смешанная.
При разработке цифровых образовательных ресурсов необходимо выдерживать определенные требования, суть которых сводится к эффективности и качеству конечного продукта для более успешного усвоения студентами учебного материала. В разработке цифровых образовательных ресурсов можно выделить дидактические, организационные и технические требования:
1. Дидактические требования:
· наличие педагогической целесообразности использования цифрового ресурса в образовательном процессе;
· определенная степень научного содержания цифрового ресурса, т. е. наличие научной и достоверной информации, объективных научных фактов;
· открытость представленного цифрового образовательного ресурса средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для студентов всех уровней образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
· повышение уровня информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, а также распределение и структурирование учебной информации;
· реализация возможности индивидуализации образования в рамках коллективного обучения, т. е. возможности выбора учащимися индивидуального пути, уровня сложности, режима работы, учитывающего индивидуальные психофизиологические, интеллектуальные, мотивационные характеристики обучающихся;
· реализация возможности объединения групповой и индивидуальной форм обучения в зависимости от его целей, задач, содержания и методологии;
· наличие развития коммуникативных способностей студента в рамках совместных образовательных, исследовательских проектах.
2. Организационные требования:
· полное соответствие содержания учебного материала дисциплины образовательным стандартам специальности;
· возможность обеспечения комплексного и многофункционального использования ИКТ в преподавании (в лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятиях, самостоятельной работе студента, в научно-исследовательской и внеучебной деятельности), а также в управлении образовательным процессом;
· повышение уровня адаптивности цифрового образовательного ресурса, возможность внесения в него определенных изменений и дополнений при изменении образовательного стандарта, учебных планов;
· обеспечение определенного эстетического восприятия и дизайна цифрового образовательного ресурса, выраженного в упорядоченности и выразительности визуальных и звуковых элементов ресурса;
· создание собственных методических рекомендаций по работе с цифровыми образовательными ресурсами;
· сокращение временных затрат на организацию учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы как самим разработчиком (преподавателем), так и руководителем учебного процесса в университете или на факультете.
3. Технические условия:
· обеспечение устойчивого функционирования цифрового образовательного ресурса;
· защита от несанкционированных действий как со стороны пользователя электронного ресурса, так и от внешнего влияния сети Интернет;
· достаточная скорость обработки учебной информации (например, при выполнении тестовых заданий или лабораторных работ);
· возможности сетевых способов работы с цифровыми образовательными ресурсами;
· простота установки (инсталляции) цифрового образовательного ресурса;
· наличие соответствия базы ресурса современным операционным системам (Windows 7, 8, 10).
В современном вузе должна быть развитая электронная образовательная среда, обеспечивающая возможность разработки инновационных методов обучения, основанных на постоянном взаимодействии как преподавателей со студентами, так и студентов между собой. Данная работа должна быть обеспечена специальными методами построения учебно-методического комплекса дисциплины, эффективными формами контроля и различными методами коммуникации [6; 351].
Таким образом, информационные технологии выступают уже не столько инструментами, дополняющими систему образования, но императивом установления нового порядка знания и его институциональных структур. И для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, преподаватель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески. Для студента информационные технологии дают возможность быть конкурентоспособным на рынке труда и в их будущей профессии, приобрести и закрепить навыки и методы, полученные при изучении профессиональных дисциплин с применением новых профессиональных информационных технологий.
Список литературы
1. Аюлов А.М. Электронное обучение как новая парадигма в системе высшего образования. - Вестник КарГУ. Серия педагогика. – 2016. - № 1. – С. 12-117.
2. Арзуманова Н.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009. - № 113. – С. 86-90.
3. Ахметова А.Г. Создание информационной образовательной среды Университета: опыт и проблемы. - Вестник Университета. – 2013. - № 15. – С. 350-353.
4. Бодайбоков Е.Ю. Актуальные проблемы и имеющийся опыт формирования образовательных электронных ресурсов. - Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – 2017. - № 1. – С. 89-93.
5. Войтович И. Специфика создания электронных образовательных курсов. - Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. - №1 (153). – С. 138-143.
6. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Электронные ресурсы как основа формирования перспективных профессиональных компетенций. - Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2013. - №3 (59). – С. 133-137.
Скробот Д.С. Роль информационных технологий в образовании // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Аннотация: в статье приводится сравнительный анализ научных исследований отечественных и зарубежных авторов по применению цифровых образовательных ресурсов в подготовке будущих специалистов. Большое внимание в статье уделяется использованию в учебном процессе информационных ресурсов, в которых учебный материал может быть представлен в цифровом (электронном) формате.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии, информатизация образования.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
В условиях повсеместной информатизации всей системы образования значительно возрастает значение информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников. Практика показывает, что сегодня есть все возможности для совершенствования образовательного процесса за счет внедрения новых методов и инструментов ИКТ, особенно при преподавании специальных дисциплин. Большое значение имеет необходимость подготовки педагогов по этим технологиям.
Развитие общеобразовательных, общекультурных и профессиональных навыков в работе с информацией, коммуникативных навыков работы со студентами, умения проектировать электронные учебные издания - все это в совокупности составляет основу информационно-коммуникативной компетенции современных преподавателей.
Как отмечает в своей работе А. М. Аюлов, происходящие изменения в традиционных подходах к учебно-воспитательному процессу обусловливают феномен электронного обучения. Развитие ИКТ и мультимедиа говорит о широком разнообразии технологий и средств, быстром расширении их возможностей и функций, а также об их применении в образовательном процессе, устраняя при этом любые границы, связанные с географией, культурой, возрастом [1; 113].
Основой повышения качества всего образования является уровень квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Повсеместное использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения дисциплин позволяет повысить качество образовательного процесса. Грамотное использование ИКТ преподавателями вузов значительно усиливает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студентов, воспитание в них определенного уровня научной культуры [2; 86].
Одна из новых педагогических технологий обучения с использованием цифровых электронных ресурсов (ЦОР) подчиняется основным законам педагогики, и включает как традиционные дидактические принципы образования, так и дополняются новыми условиями и критериями учебной среды. Существующие исследования психологов показывают, что эффективность учебного процесса напрямую зависит от уровня активации всех органов чувств, т.е. чем шире у студентов сенсорное восприятие учебного материала, тем лучше он усваивается.
Это дает основания полагать, что чем разнообразнее и четче разработан и представлен учебный материал, тем эффективнее учебный процесс. Можно сделать вывод, что наиболее перспективным средством преподавания специальных дисциплин являются цифровые образовательные ресурсы.
Эти инструменты основаны на различных информационных технологиях, которые включают в себя не только существующие технические приемы, например, использование гипертекстовых технологий, т. е. когда есть возможность перейти от одного текста к другому с помощью ссылок, но и, например, гипермедиа, т. е. синтез гипертекста и мультимедиа (графика, звук, видео). Кроме того, использование ЦОР экономит время во многих отношениях и не требует больших затрат на печать для услуг, не связанных с печатью.
Например, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова считают, что роль цифровых образовательных ресурсов особенно очевидна в процессе самостоятельной внеклассной работы студентов. В разработанных новых образовательных стандартах для самостоятельной работы студенту дается гораздо больше времени по отношению к общей сложности дисциплины. Процесс самостоятельного усвоения знаний студентами должен, как правило, носить индивидуальный характер и происходить в возникающих новых информационных условиях, отражающих содержание информационных процессов в современном обществе и в изучаемой дисциплине [6; 134].
Любой вид образовательной деятельности может быть обеспечен различными информационными инструментами. Вопрос выбора учебных пособий решается с учетом специфики содержания целей и задач обучения по данной дисциплине. Выделены следующие основания для выбора и сочетания учебных пособий:
· степень адекватности средств целям и содержанию образования;
· степень адекватности средств по отношению к организационным формам и методам обучения, уровень эффективности в их реализации;
· учет многомерного принципа усвоения учащимися учебного материала;
· уровень соответствия средств обучения образовательным целям и задачам по изучаемой дисциплине на данном этапе;
· уровень эффективности средств обучения [4; 89].
Например, можно применить слайд-лекции с элементами анимации, что позволит студенту более четко изучить материал. Кроме того, эффективными будут интерактивные модели и динамические FLASH-презентации. Однако следует отметить, что для создания анимационных моделей преподавателям требуются специальные знания (не только Word или Excel) и достаточно длительное время для их разработки. С этой целью в вузах должны быть организованы специальные курсы по обучению профессорско-преподавательского состава необходимым навыкам и знаниям в области развития цифровых образовательных ресурсов.
С внедрением новых образовательных стандартов необходимо создавать и использовать только те электронные образовательные ресурсы, которые строго регламентированы по времени, содержанию, а также соответствуют образовательным и рабочим программам. Создание таких стандартов следует поручить специальным организациям, имеющим опытных программистов, корректоров, научных консультантов и, конечно же, преподавателей по данным дисциплинам [5; 115].
Все электронные учебные ресурсы можно разделить на следующие группы (категории):
· функции, которые они выполняют в учебном процессе: учебно-методический комплекс по определенной дисциплине, учебная программа, справочники, конспекты лекций, тестовые задания, методические указания по выполнению самостоятельной работы, комплект научных публикаций и другие;
· степень и уровень дидактического обеспечения изучаемой дисциплины: отдельный предмет дисциплины, раздел, часть раздела и другие;
· по типу учебного процесса, в котором используется определенный образовательный ресурс: лекции, необходимое учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения или системы электронного обучения и другие;
· по характеру представления информации: мультимедийный продукт, электронный аналог печатного учебного издания и других;
· по степени интерактивности: активная, описательная, смешанная.
При разработке цифровых образовательных ресурсов необходимо выдерживать определенные требования, суть которых сводится к эффективности и качеству конечного продукта для более успешного усвоения студентами учебного материала. В разработке цифровых образовательных ресурсов можно выделить дидактические, организационные и технические требования:
1. Дидактические требования:
· наличие педагогической целесообразности использования цифрового ресурса в образовательном процессе;
· определенная степень научного содержания цифрового ресурса, т. е. наличие научной и достоверной информации, объективных научных фактов;
· открытость представленного цифрового образовательного ресурса средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для студентов всех уровней образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
· повышение уровня информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, а также распределение и структурирование учебной информации;
· реализация возможности индивидуализации образования в рамках коллективного обучения, т. е. возможности выбора учащимися индивидуального пути, уровня сложности, режима работы, учитывающего индивидуальные психофизиологические, интеллектуальные, мотивационные характеристики обучающихся;
· реализация возможности объединения групповой и индивидуальной форм обучения в зависимости от его целей, задач, содержания и методологии;
· наличие развития коммуникативных способностей студента в рамках совместных образовательных, исследовательских проектах.
2. Организационные требования:
· полное соответствие содержания учебного материала дисциплины образовательным стандартам специальности;
· возможность обеспечения комплексного и многофункционального использования ИКТ в преподавании (в лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятиях, самостоятельной работе студента, в научно-исследовательской и внеучебной деятельности), а также в управлении образовательным процессом;
· повышение уровня адаптивности цифрового образовательного ресурса, возможность внесения в него определенных изменений и дополнений при изменении образовательного стандарта, учебных планов;
· обеспечение определенного эстетического восприятия и дизайна цифрового образовательного ресурса, выраженного в упорядоченности и выразительности визуальных и звуковых элементов ресурса;
· создание собственных методических рекомендаций по работе с цифровыми образовательными ресурсами;
· сокращение временных затрат на организацию учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы как самим разработчиком (преподавателем), так и руководителем учебного процесса в университете или на факультете.
3. Технические условия:
· обеспечение устойчивого функционирования цифрового образовательного ресурса;
· защита от несанкционированных действий как со стороны пользователя электронного ресурса, так и от внешнего влияния сети Интернет;
· достаточная скорость обработки учебной информации (например, при выполнении тестовых заданий или лабораторных работ);
· возможности сетевых способов работы с цифровыми образовательными ресурсами;
· простота установки (инсталляции) цифрового образовательного ресурса;
· наличие соответствия базы ресурса современным операционным системам (Windows 7, 8, 10).
В современном вузе должна быть развитая электронная образовательная среда, обеспечивающая возможность разработки инновационных методов обучения, основанных на постоянном взаимодействии как преподавателей со студентами, так и студентов между собой. Данная работа должна быть обеспечена специальными методами построения учебно-методического комплекса дисциплины, эффективными формами контроля и различными методами коммуникации [6; 351].
Таким образом, информационные технологии выступают уже не столько инструментами, дополняющими систему образования, но императивом установления нового порядка знания и его институциональных структур. И для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, преподаватель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески. Для студента информационные технологии дают возможность быть конкурентоспособным на рынке труда и в их будущей профессии, приобрести и закрепить навыки и методы, полученные при изучении профессиональных дисциплин с применением новых профессиональных информационных технологий.
Список литературы
1. Аюлов А.М. Электронное обучение как новая парадигма в системе высшего образования. - Вестник КарГУ. Серия педагогика. – 2016. - № 1. – С. 12-117.
2. Арзуманова Н.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009. - № 113. – С. 86-90.
3. Ахметова А.Г. Создание информационной образовательной среды Университета: опыт и проблемы. - Вестник Университета. – 2013. - № 15. – С. 350-353.
4. Бодайбоков Е.Ю. Актуальные проблемы и имеющийся опыт формирования образовательных электронных ресурсов. - Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – 2017. - № 1. – С. 89-93.
5. Войтович И. Специфика создания электронных образовательных курсов. - Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. - №1 (153). – С. 138-143.
6. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Электронные ресурсы как основа формирования перспективных профессиональных компетенций. - Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2013. - №3 (59). – С. 133-137.