Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Дудаль Е.В. Технология успеха: сочини свою мечту

Библиографическое описание:

Дудаль Е.В. Технология успеха: сочини свою мечту // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

(воспитание творчеством учащихся на занятиях внеурочной деятельности по французскому языку «Rendez – vous в Париже)

«Счастлив тот, кто счастлив дома и в школе». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду то состояние счастья, которое творят взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, успешными людьми, умеющими мечтать!

Опыт работы убедил меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием методическим задачам, но и творческим подходом к их реализации, что позволяет на деле сформировать у моих учеников потребность учиться, развивать их мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельность. Внеурочной деятельностью занимаюсь на протяжении 15 лет. Начинала с разработки и апробации программы «Tour de France» для 2-3 классов, сейчас мною создано 3 программы: для 5-6 классов «Rendez – vous в Париже», для 7классов «Искусство дипломатии: деловой французский», для учащихся 8-10 классов «Открывая Францию». Занимаюсь с ребятами с удовольствием, так как вижу, что совместная деятельность приносит радость, удовлетворение, раскрывает таланты, придаёт уверенность. Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики, и это происходит, если на занятиях внеурочной деятельности смоделированы такие условия, при которых ребята демонстрируют свой талант непринуждённо, проявляют желание открывать новый мир.

В начале изучения курса «Rendez – vous в Париже» в 5 классах я предложила ребятам ответить на вопрос: «Что вы ожидаете от занятий по французскому языку? Они ответили, что со знанием французского будет намного приятнее путешествовать по Франции, увидеть Париж, Лазурный Берег, заснеженные вершины Альп, а также появится возможность лучше понять французскую культуру, написать письмо другу, пригласив его к нам, в Хакасию и, конечно, поговорить с ним. А одна девочка ответила так: «Мне нравится одна пословица Гёте: "Тот, кто не знает иностранных языков, не знает ничего про свой родной язык". Я разговариваю на русском, английском, на хакасском. И я очень горжусь этим, потому что языки - это моя вторая жизнь. Также, я бы хотела выучить испанский, но в этом году я посвящаю себя изучению французского. Вы знаете, мечта моего детства - быть переводчиком и я уверена, я буду».

Думаю, что основная цель этого курса внеурочной деятельности - знакомство ребят с французским языком через игровую, литературно-художественную и проектную деятельность, а также через сравнение культуры Франции, Хакасии и России поможет моим ученикам осуществить свои мечты.

При создании системы работы с ребятами 5 классов старалась выбрать наиболее продуктивные формы, методы и приёмы работы, которые привносят дух живого диалога, откровения, раскрепощённости, а занятия внеурочной деятельности становятся своеобразной лабораторией творчества. Внеурочная деятельность позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений,

становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес, такая работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способом творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п.

Так, например, неделя французского языка проходила живо, интересно, нетрадиционно: мы
стремились создать, с одной стороны, атмосферу праздника, радости открытия, творчества, с другой – серьёзного, вдумчивого труда. План недели разрабатывался на МО, привлекались к работе учитель ИЗО, школьный библиотекарь, родители, выпускники прошлых лет. Творческий подход в организации всех мероприятий – обязательное условие. Неделя традиционно открылась конкурсом плакатов, с использованием афоризмов, крылатых выражений, высказываний о французском языке и конкурсом лингвистических газет. В течение недели проводились конкурсы: конкурс каллиграфии; конкурс словарных диктантов; конкурс на лучшую тетрадь; конкурс лингвистических сказок, литературное кафе, посвящённое Лафонтену.

Большой интерес вызвал у ребят конкурс каллиграфии, в котором традиционно смогли принять участие все желающие. Учащимся было сообщено о существовании Школы красивого письма. Те ребята, которые умеют и любят красиво писать и рисовать смогут приобрести интересную профессию в будущем.

Особой популярностью пользуется у учащихся защита проектов “Франция на вкус ”, “Deja vu ”, «Билет на праздник Бобового короля», «Мой город глазами французских туристов», «Линия гимназической формы для девочек а la Coco Chanel». В этом году мы начали разработку проекта “Я с книгой у компьютера”. Суть проекта в том, чтобы объединить чтение книги с обучением компьютерным знаниям, показать важность обоих источников информации для жизни, работы, игры. Например, ученики 5 “В” класса создали электронную книгу стихов Жака Превера, учащиеся 5В – «Золушка» Шарля Перро. Многие до сих пор ставят книгу и компьютер на разные чаши весов, противопоставляют их друг другу. Считаю, что необходимо совместно использовать эти два источника знаний. При этом важно грамотно воспитывать в детях компьютерную и читательскую культуру. Детей даже необходимо привлекать к чтению классики, используя компьютер, но в основе такой работы должна быть игра. Выполнение проектов, разнообразных по тематике, формирует у учащихся навыки самообразования, активизирует их умственный и творческий потенциал.

Как результат разнообразной внеклассной работы по французскому языку можно рассматривать и умение наших воспитанников выполнять домашние задания в творческой, оригинальной форме: кроссворды, стихи, репортажи.

Своеобразным показателем активности и успешности ребят являются городские и республиканские фестивали, конкурсы французского языка и французской культуры «Откроем двери Рождеству», «Синяя птица», «Французская весна в Абакане». Ребята 5Б класса представили отрывок из сказки «12 месяцев». Такие мероприятия - это настоящее буйство талантов, как будто ребёнок на холсте рисует крупными мазками своё успешное будущее, где реализуются мечты ребят, это огромный заряд мощного творческого поиска для дальнейшей успешной деятельности и ученика, и учителя!

Внеклассная работа по предмету – важнейшее средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Здесь у нас ещё много неиспользованных возможностей. Следуя высказыванию И. Бродского «Всякое творчество начинается как стремление к самосовершенствованию» стараемся быть всегда открытыми к новому, стремиться к творчеству, совершенствоваться.

Библиографический список1. Байбородова Л.В. «Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах» пособие для учителей общеобразовательных организаций 2-е изд., 2014 г. — с 62.

2.Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся – М.: Просвещение, 2013 – с 96.

3.Владимирова, Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

4. Гальскова, Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков. //ИНОСТРАНЫЕ ЯЗЫКИ

5. Гобель С. Ф. Использование песни на уроках иностранного языка — Иностранные языки в школе. No 5. 2009. с.28.

6.Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002. С. 157.
2023