Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Хмелевская Е.Б., Рассказова М.В. Особенности инклюзивного образовательного пространства в СПО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


В Российской Федерации в последние двадцать лет серьезно изменились социально-экономические условия, которые повлекли за собой трансформацию в различных сферах социальной и общественной жизни страны, в том числе в системе образования.
Произошли кардинальные перемены в структуре общего и профессионального образования, инновации захватили систему специального образования. Особое внимание со стороны Министерства образования и науки РФ и общественных организаций в настоящее время направлено на перестройку обучения и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также создание инклюзивного образовательного пространства.
В Российской Федерации в последние двадцать лет серьезно изменились социально-экономические условия, которые повлекли за собой трансформацию в различных сферах социальной и общественной жизни страны, в том числе в системе образования. Произошли кардинальные перемены в структуре общего и профессионального образования, инновации захватили систему специального образования. Особое внимание со стороны Министерства образования и науки РФ и общественных организаций в настоящее время направлено на перестройку обучения и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также создание инклюзивного образовательного пространства.
Важно отметить, что объективно возникают трудности во взаимодействии детей с ОВЗ и здоровых детей. В отношениях возникает эмоциональная напряженность, контакты между детьми выстраиваются медленно. Настороженное, а порой и негативное отношение здоровых детей к детям с особенностями в развитии во многом формируется родителями. Родительская общественность здоровых детей в большинстве случаев не готова к инклюзивному образовательному процессу и категорически не желает совместного обучения своих детей с детьми, имеющими различные функциональные особенности. Еще одна проблема, возникающая в процессе инклюзии, – отсутствие специального медицинского сопровождения в учебном заведении. В образовательных организациях, как правило, не предусмотрен школьный транспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Не полностью сформирована законодательная база, регламентирующая права детей-инвалидов, а также неэффективны программы по трудоустройству выпускников с ОВЗ.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что в настоящее время в России идет создание нового инклюзивного пространства, которое призвано решить целый ряд проблем касающихся как социализации детей с ОВЗ, так и формирования у здоровых детей эмоциональной чуткости, толерантности, эмпатии.
Процесс создания инклюзивной образовательной среды сопровождается проблемами, среди которых недостаточность методической и правовой базы, необходимость изменения профессиональной подготовки педагогов, способных реализовывать программы инклюзивного образования и использовать личностно-ориентированный подход к детям с ОВЗ.
Существует 8 принципов инклюзивного образования:
1)       Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2)       Каждый человек способен чувствовать и думать.
3)       Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4)       Все люди нуждаются друг в друге.
5)       Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6)       Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7)       Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8)       Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Рисунок 1 Модель регламента колледжа по организации доступной образовательной среды для учащихся с ограниченными физическими возможностями здоровья

На сегодняшний день инклюзия как параметр дизайна образовательной среды оказывается главным и единственным социальным институтом, через который возможны трансляция и воплощение базовых ценностей, а также целей развития российского общества для студентов с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа теоретических и практических работ отечественных и зарубежных исследователей в области инклюзивного образования, разработана схема, в которой, на наш взгляд, отражены наиболее значимые аспекты образовательной среды колледжа (рисунок 2).


Рисунок 2 Основные аспекты образовательной среды колледжа

Мы полагаем, что дизайн образовательной среды колледжа призван снять все внутренние зажимы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, способствовать раскрепощению и снятию внутреннего зажима, стеснения, также должен способствовать развитию творческих способностей студентов, обеспечивать преодоление замкнутости, ранимости и обидчивости.
Таким образом, главным продуктом дизайна образовательной среды можно представить социально активных людей (здесь мы не разделяем людей по критериям инвалид - не инвалид), которые творчески реализуются, вследствие чего стремятся модернизировать (адаптировать) среду обитания в соответствие с теми ориентирами, которые они усвоили в своей образовательной среде.
В результате чего новые ценностные ориентиры способствуют модернизации прежней среды обитания. Внедряя в структуру дизайна образовательной среды такой параметр как инклюзия, сохраняя за ней перечень всех необходимых для её реализации аспектов, можно будет, на наш взгляд, сформировать на определённом этапе такую образовательную среду, продуктом которой будет гуманизированное общество, не разделяющее людей по физическим параметрам.
При исследовании такого параметра образовательной среды как инклюзия, мы делаем вывод, что он является логическим процессом эволюции в сфере образования, продиктованным, в свою очередь, потребностями и возможностями нового времени.

Библиографический список

1. Лешер О.В., Деменина Л.В. Обучение студентов университета на основе инклюзивного и средового подходов // Вестн. ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2015. № 3. С. 109-121.
2. СМК-К-О-РЕ-172-14 Система менеджмента качества. Регламент. Правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования. Пункт 5. 2017. Версия 1. С. 1-10.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. М.: Эксмо, 2015. С. 160.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2017. С. 365.
Helena-hmel@mail.ru
8934126333 Хмелевская Елена Борисовна
2017