НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Невзорова Е. С. Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Про снежный колобок»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста у детей старшего дошкольного возраста с использованием картинного плана.
Задачи: 
Образовательные:
ü учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, опираясь на картинный план;
ü продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
ü активизировать словарь: снег белый, липкий, холодный, тяжелый.
Развивающие:
ü развивать разговорную речь детей;
ü развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования (лепка комочков из снега, таяние снега в тепле)
Воспитательные:
ü воспитывать интерес к художественной литературе
Оборудование:
картинки по рассказу,поднос, тазик со снегом, салфетки для рук, бумажные колобки, красные карандаши. 
Предварительная работа:
-Игровая деятельность на прогулке: «Постройки из снега: снеговик, колобок, горка»
- знакомство с автором Н. Д. Калининой, её произведениями («Вот так помог», « Олина лопатка», « Как дети встречали Леночку», « Разве так играют?» и др.)
Методы и приемы:
Словесные: чтение, пересказ, беседа.
Практические: экспериментирование
Ход занятия:
Дети стоят в кругу у книжного уголка.
Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь и пожелайте доброго утра друг другу и гостям! ( дети здороваются с друг другом и гостями)
Воспитатель: Мы не случайно собрались с вами сегодня здесь, в книжном уголке. Как вы думаете, почему?
Дети: посмотреть книги, прочитать книгу.
Воспитатель: А вы умеете читать? Всегда ли можно  по картинкам в книге понять, о чём она?
Дети: Да. Нет. Иногда можно, а иногда нет.
Воспитатель: (спрашивает нечитающего ребенка) А если ты читать не умеешь, как можно узнать, о чем книга?
Дети: Попросить почитать, посмотреть мультик
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, а что мы будем делать?
Дети: Я думаю, что мы будем читать книги, слушать вас.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, книги какого автора поселились на книжной полке недавно?
Дети: Надежды Дмитриевны Калининой.
Воспитатель: Правильно. Мы уже прочитали несколько произведений этого автора. Какие вы запомнили?
Дети: «Вот так помог», «Как дети встретили Леночку», «Как дети переходили улицу»
Воспитатель: Скажите, про кого эти рассказы?

Дети: про детей, про детский сад
Воспитатель: Хорошо, а как зовут героев этих рассказов?
Дети: героев  зовут Алеша и Саша, Лена, Оля.
Воспитатель: Вам нравятся эти рассказы?
Дети: Да
Воспитатель: А все ли рассказы мы прочитали, как вы думаете?
Дети: Я думаю,что нет
Воспитатель: Вы хотите узнать новые истории про ребят?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте познакомимся с еще одним рассказом Надежды Дмитриевны Калининой.
Воспитатель: садитесь на стульчики, приготовьтесь слушать внимательно рассказ.
Воспитатель: Итак, сегодня мы познакомимся с рассказом « Про снежный колобок». Автор рассказа - Надежда Дмитриевна Калинина
(Текст рассказа)
«Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.
Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
Смотрит Алеша на всех, спрашивает:
- Где мой колобок?
А колобок где?
Пауза.
Дети: колобок растаял
Если дети затрудняются, то воспитатель помогает вопросом:
 Ребята, как вы думаете, а куда делся колобок? (Я думаю, что колобок растаял)
Воспитатель: Почему вы так решили?А может, колобка кто-то вытащил?                      ( От колобка остались угольки и палочки. А снег растаял, потому что его принесли в тёплое помещение)
Воспитатель: А так ли это? Давайте убедимся и проведем эксперимент.
Дети с воспитателем идут к столу, на котором стоит тазик со снегом.
Воспитатель:У меня для вас сюрприз: тазик со снегом
Воспитатель:Что мы с вами слепим?
Дети:слепим снежного колобка
Воспитатель с детьми лепят колобки, воспитатель задает вопрос
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Снег белый, холодный, липкий…
Воспитатель:Давайте положим наши колобки на поднос и оставим. Воспитатель:Вытирайте руки и пройдемте на стульчики.
Воспитатель: Пусть пока наши колобки полежат, а мы поговорим о рассказе.
Воспитатель задает вопросы по тексту и выставляет картинки на мольберт.
Воспитатель: 
1.Понравился вам рассказ? (да)
2.Как называется рассказ? (рассказ называется « Про снежный колобок»)
3. Где гуляли дети? (дети гуляли во дворе) (1 картинка)
4. Чем занимались ребята на улице? (они гуляли, лепили снежную бабу)
5. Кто из ребят слепил снежного колобка? (Колобка слепил Алёша)                                    (2 картинка)
6. Как он сумел его сделать?(нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот.)
7.Почему Алеша взял колобка с собой в детский сад? (Алёше стало жалко оставлять колобок на улице, он взял его и положил в карман) (3 картинка)
8. Когда дети вернулись в детский сад, что они делали? (они пообедали и легли спать)
9. Что увидел Алёша, когда вспомнил про свой колобок? (Когда Алеша вспомнил про колобок, он с ребятами побежал к шкафчику, они увидели, что около шкафчика – лужа, а из кармана – как-как-кап-вода капает) (4 и 5 картинки)
Воспитатель: Вы внимательно слушали рассказ и ответили на все вопросы, Молодцы.                                                                                                                             Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и опять читать пойдем:
Если я хлопну в ладоши 1 раз, то вы прыгаете, 2 хлопка - кружитесь,
3 хлопка - приседаете,4 хлопка - машете руками над головой.
(На заданное количество хлопков, дети выполняют определённые движения)
Воспитатель: Хотите еще раз послушать рассказ Н.Д.Калининой «Про снежный колобок» (воспитатель читает рассказ второй раз)
Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали  рассказ, а теперь вы сможете сами его пересказать. Кто хочет рассказать мне историю о снежном колобке. Воспитатель:
Вы можете его рассказать в паре, вдвоем, а можете с начала до конца.
Пересказ рассказа 2-3 ребенка.
Воспитатель: Молодцы, ребята . Вам понравилось, как ребята пересказали историю? Высказывания 2-3 детей. Мне понравилось, как пересказали рассказ…, Даше можно немножко погромче… Молодцы!
Воспитатель:Ребята, а что же случилось с нашими колобками? Посмотрим?
Дети:Да
Воспитатель с детьми проходит к столам
Воспитатель:Что с ними случилось?
Дети: Растаяли
Воспитатель: а почему снег растаял?
Дети: потому что в группе тепло, а снег в тепле тает
Воспитатель: Правильно, колобки растаяли ,и мы теперь знаем, почему у мальчика в кармане не оказалось колобка.
Воспитатель: Колобки из снега растаяли, но я приготовила вам бумажные.
Нарисуйте веселую улыбку- если вы хорошо работали, все у вас получилось,и грустную- если было трудно и что-то не получилось. Воспитатель показывает на мольберте как нарисовать улыбки.
Дети подходят к столу с карандашами и рисуют улыбки
А теперь встаньте полукругом и покажите мне свои колобки.



Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что вам понравился рассказ, вы сегодня хорошо работали, молодцы. До свидания!



Рисунок 1                                                            Рисунок 2







Рисунок 3                                                        Рисунок 4








    Рисунок 5
2022