Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Резван Н.В. Использование музыкально-грамматических рифмовок в работе над формированием связной речи

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


В практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, традиционно используются логопедические рифмовки. Рифмовки представляют собой специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы. Как правило, рифмовки включают большое количество слов, различающихся между собой несколькими фонемами, что делает их незаменимыми в работе над развитием фонематического восприятия.
Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребенка. Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитана на то, что ребенок сможет подсказывать и/или подпевать взрослому.
В своей логопедической практике я не раз убеждалась, что музыка – один из эффективных путей развития и коррекции речи, чтобы добиться плавной выразительной речи у детей, имеющих речевую патологию, нужно много петь. Протяжное произношение гласных в слове, способствует развитию чувства ритма, речевого дыхания, речеслухового внимания и памяти, вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Работа с музыкально-грамматическими рифмовками не требует специальной музыкальной подготовки, а потому они могут быть широко использованы в практике помощи детям с речевыми нарушениями не только дефектологами, но и другими специалистами (логопедами, психологами, педагогами дополнительного образования, музыкальными руководителями). Рифмовки можно также использовать для проведения динамической паузы. Произнесение/пропевание слов рифмовки можно сопровождать элементами самомассажа (основные движения: поглаживание, постукивание, растирание).
Игры со словами помогают в решении многих коррекционных задач, но в первую очередь, координации движения со словом. Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни.
Хочу представить вариант использования логопедических рифмовок в коррекционно–развивающей работе.
«Мамина радость»
Задачи: закрепление навыка согласования прилагательного с существительным среднего рода в именительном падеже; закрепление названий основных цветов и оттенков; развитие речеслухового внимания и памяти.
Розовое яблоко с яблони упало,
Оранжевое платье Лида постирала.
Жёлтое варенье в вазочке лежало,
Сиреневое блюдце Лида вытирала.
Белое окошко Лида чисто мыла,
В чистое окошко солнышко светило,
Ласковое солнышко Лида рисовала,
Пыль с большого зеркала Лида вытирала
А большое зеркало лучик отражало,
Он упал на белое одеяло.
Вкусное печенье печь маме помогала,
И такой помощнице радовалась мама!
Задание:
Ответь на вопрос, используя словосочетание:
Что упало с яблони? Что вытирала Лида?
Что лежало в вазочке? Что постирала Лида?
Что отражало лучик? Что чисто мыла Лида?
Что еще делала Лида?
Почему песенка называется «Мамина радость»?
Так же при помощи рифмовок можно отработать умение слышать и верно согласовывать местоимения и существительными в речи.
Глеб к игрушкам побежал,
Все их в кучу он собрал:
— Мой медведь, моя машина,
Мячик мой, мой Буратино! Никому я их не дам!
— Ну сиди, играй в них сам!
Дефектолог: «Про какие игрушки Глеб говорил мой, про какие моя?»
При знакомстве детей с «маленькими словами» - предлогами также использую логопедические рифмовки. Предлоги - сложная грамматическая тема. Дети, имеющие речевые нарушения, испытывают особые трудности при узнавании и различении предлогов на слух. В самостоятельной речи дети не используют их вовсе. Музыкально-грамматические рифмовки легче воспринимаются детьми в отличие от обычных предложений с предлогами.
Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
Поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он спрятался в кроватке —
С нами он играет в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идём его искать!
Вопросы: Где прятался зайчик? (на стене, на ботинке…)
Вариантов использования музыкально-грамматических рифмовок может быть множество. Рифмовки можно подобрать к отработке любого звука, вызывающего трудности у ребят. Поэтому необходимо распределять рифмовки по следующим критериям: рифмовка не должна быть длинной, содержание рифмовки должно быть образным, чтобы можно было нарисовать к ней картинку-опору, подобрать игрушку или предмет и обыграть его, потому что в дошкольном возрасте дети лучше запоминают слова, связанные с конкретными образами, действиями, ощущениями. Яркая, красочная наглядность поможет ребенку воспринять содержание текста.
Таким образом, музыкально-грамматические рифмовки являются одним из важных средств не только фонематического слуха, но и формирования лексико-грамматического строя речи. Организуя последовательную, систематическую работу над решением коррекционных задач, дефектологу следует постоянно осуществлять контроль за динамикой их развития, обнаруживать особые способности каждого ребенка, иметь исчерпывающую информацию для современной педагогической коррекции и эффективности применяемых методов работы.

Библиографический список

1. А.Л. Битова. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. – М.: 1994.
2. Е.С. Тихонова, М.Е. Селиванова. Музыкально-грамматические рифмовки в логопедической практике: Методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
3. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2018