НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Борисова Ю. Ф., Пирак О. О. Методическая разработка интегрированной непрерывной образовательной деятель- ности по формированию целостной картины мира с детьми средней группы на тему «Волшебница вода»

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Цели: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Задачи:
Образовательные:
-Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования;
- познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;
- уточнить представление детей об использовании воды,
-формировать умение рационально использовать водные ресурсы.
Развивающие:
- развивать внимание и наглядно – действенное мышление;
- воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
- развивать любознательность, речь.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать самостоятельность, активность.
Словарная работа: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.
Оборудование и материалы: изображение Капельки в разных настроениях, иллюстрации, бутылочки с водой, стаканчики, блюдца, ложки, лимонный сок, сахар, камушки, разноцветные полоски бумаги, краски, кисточки.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Дети рассаживаются в круг на ковре.
Воспитатель:
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла
Только в садик я зашла,
В гости Капелька пришла.
-Посмотрите, какая она грустная! Но почему же она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? (Да!)
- Итак, начнем прямо сейчас. Как вы думаете, Капелька из чего состоит?
Дети: Из воды.
Воспитатель: Да, капелька- это маленькая частичка воды. А где живет она?
Дети: В воде.
Воспитатель: Молодцы! А где мы можем встретить воду?
Дети: В реке, море, кране…
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель: А нам, в детском саду, нужна вода?
Дети: Да!
Воспитатель: А для чего?
Дети: Умываться, мыть пол, готовить обед, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Воспитатель: Вы сказали все правильно: растениям нужна вода и их нужно поливать водой — иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, купаться, мыть. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вода – это жизнь!
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить! (Н. Рыжова)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная? Она умеет превращаться и превращать. А чтобы за этим понаблюдать, мы с вами отправимся в волшебную лабораторию. Для этого нам понадобиться надеть волшебные халатики.
Дети надевают халатики и проходят к столам, где приготовлено все необходимое для опытов.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).
Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
Дети: Она переливается.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?
Дети: Жидкая.
Опыт №2 «Вода не имеет вкуса и запаха»
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, чистая вода ничем не пахнет. А теперь попробуем воду на вкус. Есть ли вкус у воды?
Дети: Нет, у воды нет вкуса.
Воспитатель: Правильно, вода безвкусная. Давайте все месте скажем «безвкусная».
А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимонный сок. Понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Дети: Есть.
Воспитатель: А почему вода с лимоном пахнет?
Дети: Потому, что лимон пахнет.
Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили. Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?
Дети: Кислая.
Воспитатель: Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.
Посмотрите, наша Капелька повеселела, потому что она немного уже узнала о себе и готова с нами немножечко поиграть.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик песенку поёт: (Дети свободно встряхивают кистями)
Кап, кап…
Только кто её поймёт — (Недоумённо разводят руками в стороны)
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты, (Показывают на себя, на соседа)
Да зато поймут цветы, (Имитируют как распускается бутон)
И весенняя листва, (Поднимают руки вверх, машут ладошками
И зеленая трава… (Сидя на корточках, шевелят пальцами)
Лучше всех поймет зерно: (Показывают, как держат в руках зерно)
Прорастать начнет оно. (Совершают змеевидные движения)
(Б. Заходер)
Опыт № 3 «Вода умеет растворять вещества»
Воспитатель: Я вам говорила, что вода умеет не только превращаться, но и превращать. Возьмите ложечки, добавьте сахар в стаканчики и размешайте его. Что произошло с сахаром?
Дети: Он растворился, стал невидимым, исчез.
Воспитатель: Потому что вода растворила его. А теперь снова попробуйте воду на вкус. Какая она стала?
Дети: Вода стала сладкой.
Опыт №4 «Чистая вода бесцветная и прозрачная»
Раздать детям новые стаканчики с чистой водой.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? У меня есть полоски разных цветов. Может мы сможем подобрать какой-то подходящий цвет?
Нет, ни один цвет полоски не совпадает с цветом воды. Потому что у воды нет никакого цвета. Значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".
Найдите теперь на своих подносах камушки и опустите их в стаканчики. Камушки тяжелее воды, поэтому они упали на дно стаканчика. Видны ли камушки на дне?
Дети: Видны
Воспитатель: Значит мы можем сказать, что вода прозрачная.
Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой?
Дети: Вода поменяла свой цвет.
Воспитатель: Да, у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
А теперь в цветную водичку положите камушек. Видно его на дне?
Дети: Нет.
Воспитатель: Это значит, что только чистая вода бесцветная и прозрачная.
Опыт №5 «Вода не имеет формы»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а у воды есть форма?
Вы видите, что вода налита в разные емкости, в бутылку, в стакан, в вазу приобретает форму того сосуда, той емкости в которой она находится. Возьмите немного воды и налейте ее в блюдечко. Вот и по нему она растеклась, приобретя форму блюдца. Вывод, что у воды нет своей формы.
Опыт №6 «Вода может превращаться в лед»
Воспитатель: Вода всё продолжает нас удивлять своими превращениями. (Раздаю детям по кубику льда) Во что на этот раз превратилась водичка?
Дети: В лёд!
Воспитатель: Правильно, в лёд вода может превратиться на морозе. Например, на улице зимой или дома в холодильнике. А чтобы убедиться, что это на самом деле вода давайте подержим кусочек льда в теплой ладошке. Что происходит?
Дети: Лёд тает и превращается снова в воду.
Посмотрите, наша Капелька стала совсем веселая. Теперь она столько всего нового знает о себе. Давайте напомним Капельке что мы узнали о ней: капелька живет в водоемах и встречается в кране, вода жидкая, прозрачная и бесцветная, без вкуса и запаха, вода растворитель. У нее нет формы, а на морозе она замерзает.
Капелька благодарит нас за все эти открытия и говорит, что ей пора возвращаться к своим подружкам капелькам. А мы в свою очередь должны пообещать ей беречь воду, закрывать кран, если вода капает или льется без надобности, не засорять водоемы, не кидать мусор в воду или рядом с ней. На этом наше занятие закончилось.
На этом наше занятие закончилось.

2021