Борисова Ю. Ф., Пирак О. О. Методическая разработка интегрированной непрерывной образовательной деятель- ности по формированию целостной картины мира с детьми средней группы на тему «Волшебница вода»
Цели: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим. Задачи: Образовательные: -Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования; - познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; - уточнить представление детей об использовании воды, -формировать умение рационально использовать водные ресурсы. Развивающие: - развивать внимание и наглядно – действенное мышление; - воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру; - развивать любознательность, речь. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к воде; - воспитывать самостоятельность, активность. Словарная работа: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель. Оборудование и материалы: изображение Капельки в разных настроениях, иллюстрации, бутылочки с водой, стаканчики, блюдца, ложки, лимонный сок, сахар, камушки, разноцветные полоски бумаги, краски, кисточки. Ход непрерывной образовательной деятельности: Дети рассаживаются в круг на ковре. Воспитатель: Дети, ой, что утром было, Я же вам сказать забыла Только в садик я зашла, В гости Капелька пришла. -Посмотрите, какая она грустная! Но почему же она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней? (Да!) - Итак, начнем прямо сейчас. Как вы думаете, Капелька из чего состоит? Дети: Из воды. Воспитатель: Да, капелька- это маленькая частичка воды. А где живет она? Дети: В воде. Воспитатель: Молодцы! А где мы можем встретить воду? Дети: В реке, море, кране… Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? Дети: Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. Воспитатель: А нам, в детском саду, нужна вода? Дети: Да! Воспитатель: А для чего? Дети: Умываться, мыть пол, готовить обед, стирать, мыть игрушки, поливать цветы. Воспитатель: Вы сказали все правильно: растениям нужна вода и их нужно поливать водой — иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, купаться, мыть. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вода – это жизнь! Воспитатель: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит. Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! (Н. Рыжова) Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная? Она умеет превращаться и превращать. А чтобы за этим понаблюдать, мы с вами отправимся в волшебную лабораторию. Для этого нам понадобиться надеть волшебные халатики. Дети надевают халатики и проходят к столам, где приготовлено все необходимое для опытов. Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные). Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой? Дети: Она переливается. Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая? Дети: Жидкая. Опыт №2 «Вода не имеет вкуса и запаха» Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет. Дети: Нет. Воспитатель: Правильно, чистая вода ничем не пахнет. А теперь попробуем воду на вкус. Есть ли вкус у воды? Дети: Нет, у воды нет вкуса. Воспитатель: Правильно, вода безвкусная. Давайте все месте скажем «безвкусная». А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимонный сок. Понюхайте воду с лимоном. Есть запах? Дети: Есть. Воспитатель: А почему вода с лимоном пахнет? Дети: Потому, что лимон пахнет. Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили. Попробуйте теперь воду. Какая стала вода? Дети: Кислая. Воспитатель: Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили. Посмотрите, наша Капелька повеселела, потому что она немного уже узнала о себе и готова с нами немножечко поиграть. Физкультминутка «Дождик» Дождик песенку поёт: (Дети свободно встряхивают кистями) Кап, кап… Только кто её поймёт — (Недоумённо разводят руками в стороны) Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты, (Показывают на себя, на соседа) Да зато поймут цветы, (Имитируют как распускается бутон) И весенняя листва, (Поднимают руки вверх, машут ладошками И зеленая трава… (Сидя на корточках, шевелят пальцами) Лучше всех поймет зерно: (Показывают, как держат в руках зерно) Прорастать начнет оно. (Совершают змеевидные движения) (Б. Заходер) Опыт № 3 «Вода умеет растворять вещества» Воспитатель: Я вам говорила, что вода умеет не только превращаться, но и превращать. Возьмите ложечки, добавьте сахар в стаканчики и размешайте его. Что произошло с сахаром? Дети: Он растворился, стал невидимым, исчез. Воспитатель: Потому что вода растворила его. А теперь снова попробуйте воду на вкус. Какая она стала? Дети: Вода стала сладкой. Опыт №4«Чистая вода бесцветная и прозрачная» Раздать детям новые стаканчики с чистой водой. Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? У меня есть полоски разных цветов. Может мы сможем подобрать какой-то подходящий цвет? Нет, ни один цвет полоски не совпадает с цветом воды. Потому что у воды нет никакого цвета. Значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная". Найдите теперь на своих подносах камушки и опустите их в стаканчики. Камушки тяжелее воды, поэтому они упали на дно стаканчика. Видны ли камушки на дне? Дети: Видны Воспитатель: Значит мы можем сказать, что вода прозрачная. Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет. У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? Дети: Вода поменяла свой цвет. Воспитатель: Да, у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей. А теперь в цветную водичку положите камушек. Видно его на дне? Дети: Нет. Воспитатель: Это значит, что только чистая вода бесцветная и прозрачная. Опыт №5 «Вода не имеет формы» Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а у воды есть форма? Вы видите, что вода налита в разные емкости, в бутылку, в стакан, в вазу приобретает форму того сосуда, той емкости в которой она находится. Возьмите немного воды и налейте ее в блюдечко. Вот и по нему она растеклась, приобретя форму блюдца. Вывод, что у воды нет своей формы. Опыт №6 «Вода может превращаться в лед» Воспитатель: Вода всё продолжает нас удивлять своими превращениями. (Раздаю детям по кубику льда) Во что на этот раз превратилась водичка? Дети: В лёд! Воспитатель: Правильно, в лёд вода может превратиться на морозе. Например, на улице зимой или дома в холодильнике. А чтобы убедиться, что это на самом деле вода давайте подержим кусочек льда в теплой ладошке. Что происходит? Дети: Лёд тает и превращается снова в воду. Посмотрите, наша Капелька стала совсем веселая. Теперь она столько всего нового знает о себе. Давайте напомним Капельке что мы узнали о ней: капелька живет в водоемах и встречается в кране, вода жидкая, прозрачная и бесцветная, без вкуса и запаха, вода растворитель. У нее нет формы, а на морозе она замерзает. Капелька благодарит нас за все эти открытия и говорит, что ей пора возвращаться к своим подружкам капелькам. А мы в свою очередь должны пообещать ей беречь воду, закрывать кран, если вода капает или льется без надобности, не засорять водоемы, не кидать мусор в воду или рядом с ней. На этом наше занятие закончилось. На этом наше занятие закончилось.