НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шаулина А. В. Консультация для педагогов «Взаимосвязь и взаимодействие речи и мышления у детей дошкольного возраста»

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


«Слово действительно является необходимым опосредующим звеном мышления, его включение в интеллектуальные операции имеет принципиальное значение для развития человеческих форм общения. Но слово выступает не как заместитель вещи, не в качестве элемента, составляющего лишь «речевое поле», а как стержень в развитии обобщения, как материальный носитель обобщения, т.е. как внутренний момент, а не только как элемент материального состава мышления».

Л.И. Божович

Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности. Формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности.
Проблема взаимодействия речи и мышления всегда находится в центре внимания психологических исследований. И здесь центральным моментом, по Выготскому, является «соотношение мысли к слову», так как с самых древних времён исследователи или отождествляли их, или полностью разъединяли. Выготский показал в своих исследованиях, что на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь ребёнка, являющаяся основой его мышления. (Эгоцентричная речь – ребёнок строит своё высказывание без учёта слушателя, в отличии от «социализированной речи», в построении которой учитывается точка зрения слушателя. Эгоцентричная речь, помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении. Эгоцентричная речь не исчезает, а превращается во внутреннюю).
Как же происходит формирование значения слова у ребёнка-дошкольника? Устанавливая общение со взрослыми, ребёнок обнаруживает тенденцию к связи разных элементов и нерасчленённый, слитный образ. Значение слова у ребёнка и взрослого часто не совпадают. Благодаря общению, взаимному пониманию возникает определённое значение слов, которое становится носителем понятия. Только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Речь, слово, лишённое смысловой функции, не связанное с мыслью, перестаёт быть речью, словом и превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве и без учёта этого не могут быть правильно поняты.
Начальные формы мышления дошкольника – наглядно-действенное и наглядно-образное. Затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности, осуществляющихся на базе лексических, грамматических и других речевых средств. Здесь развивается интеллектуальная функция языка. Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении – с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта.
Соотношение основных форм детского мышления часто рассматривают в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно-действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познавательной деятельности детей. Речь, речевая деятельность, благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности подвижности их смысла, выступает как чрезвычайно гибкая, пластичная система, создающая уникальные возможности с помощью ограниченного арсенала речевых средств отражать безграничное многообразие окружающего мира.
Ребёнок не просто имитирует или копирует речь взрослых. Развитие его речи – это прежде всего развитие способа общения. Располагая набором исходных средств, ребёнок не в состоянии из-за общего уровня психического развития и характера его социальных взаимоотношений с окружающими использовать эти средства так, как это делает взрослый. Вместе с тем дети точно воспроизводят звуковой облик слова и его предметную соотнесённость.
Усвоение языка детьми – это не ознакомление со словами, не простая закладка их в памяти и не подражательное, лепечущее повторение их, а рост языковой способности с годами и упражнениями. У детей происходит не механическое выучивание слов, а развёртывание языковой способности. Главная трудность всякого обучения – это выработать в себе способность призвать в нужный момент правила на помощь памяти.
Осваивая родной язык, каждый ребёнок опирается на смутно ощущаемые аналогии, что заметнее у творчески развитых детей по сравнению с теми, кто полагается только на память. Важно только найти эти аналогии, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее овладение языком и настоящее наслаждение им. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах. Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.
Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами. От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей.
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребёнка. Он, производя действие, сейчас же констатирует его в речи, т.е. высказывание всегда находится в конце действия и заключает в себе некоторый словесный его итог.
Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.
Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.
Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.
2020