НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Холдырчева Н. М., Алексеева А. Н., Организация деятельности детей на прогулке Наблюдение за птицами на прогулке весной

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf



Цель: закрепление знаний детей о зимующих и перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о перелетных и оседлых птицах; закреплять знания о видах птиц, об их названиях, внешних признаках, питании, повадках и условиях проживания.
Развивающие: развивать наблюдательность, интерес к жизни птиц; развивать воображение, внимание, память, мышление.
Воспитательные: формировать желание заботиться о птицах, бережно относиться к природе.
Предварительная работа: беседы; наблюдения за птицами на прогулке; подкормка птиц; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; изготовление вместе с родителями кормушек; заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», просмотр презентаций.
План:
1. Наблюдение за птицами.
2. Дидактические задания и упражнения.
3. Физические упражнения (метание).
4. Подвижные игры.
5. Труд на участке.
6. Самостоятельная деятельность детей.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы».
Возвращаются певцы,
Наши старые жильцы.
От невидимых лучей
Побежал с горы ручей.
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы,
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд
Занялись устройством гнезд,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Воспитатель:
– О чем говорится в стихотворении?
– В какое время года это происходит?
– А какие признаки весны вы знаете?
– На какие две группы можно разделить птиц по месту и способу обитания?
– Каких перелетных птиц вы знаете?
– А каких птиц называют оседлыми?
– А каких из названных птиц вы видели на участке?
– Как мы помогали птицам в зимнее время? Чем мы их кормили? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами не раз на прогулке наблюдали за тем, как воробьи со своим веселым чириканьем встречали нас. Наверное, ждали, что снова мы будем подсыпать им корм в кормушки. Какая нам, людям, польза от птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас трудные задания. Слушайте внимательно:
1. Это крупная птица, величиной с ворону, с блестящей черной окраской перьев. Вокруг крупного клюва белое кольцо. Ранней весной по прилету эти птицы ходят по проталинам и ищут вредных жуков и слизней. Они громко кричат: «Гра- гра- гра!» Кто это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это грач.
2. У нее шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев черная, блестящая. Эта птица запоминает разные звуки и повторяет их в своей песне. Кто это? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Конечно же, это скворец-певец.
3. Забияка и воришка
Носит серое пальтишко,
На лету хватает крошки,
И боится только кошки.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Это шустрый воробей.
4. Куда она летит, туда и глядит.
Прямо только они летают (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ворона. Оказывается, вороны никогда не меняют направление движения во время полета.
А сейчас я предлагаю вам играть по командам. (Дети встают в круг и по считалке делятся на четыре команды: грач, ворона, скворец, воробей)
Воспитатель: Весна – прекрасное время года. О ней написано  много песен, стихотворений, картин. В народе весну называют «утром года». А птиц называют гонцами весны. Мы с вами рассматривали картину замечательного русского художника о весне, о ее гонцах. Назовите картину и автора. (А. Саврасов «Грачи прилетели»)
Есть такая народная примета: «Увидал грача – весну встречай». Ребята, мы с вами изучали много примет. А какие вы запомнили? (Ответы детей)
Воспитатель: Приметы, пословицы и поговорки, конечно же, появились в ходе наблюдения людьми за природными явлениями.
Закончите поговорки, пословицы, приметы:
Поговорки
1. Грач на горе – …(весна на дворе).
2. Увидал скворца – …(знай: весна у крыльца).
3. Снег от земли, …(лед от воды отстает).
4. Грач прилетел – …(через месяц снег сойдет).
Пословицы
1. Красна птица пением, …(а человек умением).
2. Птица не сеет, не жнет, …(а сыто живет).
3. Мал соловей, …(да голос велик).
4. Встретить в марте дятла – …(к поздней весне).
Приметы
1. К концу марта – началу апреля прилетают …(скворцы).
2. Коли грачи прямо на гнезда летят – …(будет дружная весна).
3. Когда воробьи купаются в лужицах – …(жди хорошую погоду).
4. Если реки широко разливаются, …(урожай будет хороший).
Кто сможет правильно повторить скороговорки?
1. Проворонила ворона вороненка.
2. Скворцы да синицы – веселые птицы.
3. Галка села на палку, ударила палка галку.
4. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Воспитатель: Какие звуки вы услышали несколько раз в скороговорках? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь будьте внимательны. Следующая игра называется «Лишнее слово».
Задание команде «Грачи»:          Задание команде «Вороны»:
Грач                                                     Малиновка
Скворец                                               Дрозд
Воробей                                               Горихвостка
Ласточка                                              Ворона
Задание команде «Скворцы»:  Задание команде «Воробьи»:
Трясогузка                                            Стрекоза
Жаворонок                                            Муравей
Иволга                                                   Оса
Сорока                                                   Журавль
Воспитатель: А сейчас физическое упражнение – метание мяча в цель. (Соревнование по командам: в чьей кормушке окажется больше птиц. Бросок мяча в обруч разными способами).
Подвижные игры
1. «Воробьи и вороны»
Дети делятся на две команды: «Воробьи» и «Вороны». Ведущий называет: «Вороны» убегают дети этой команды, а «воробьи» догоняют и наоборот.
2. «К нам кукушка в хоровод…»
– К нам кукушка в хоровод
Залетела и поет.
Ты, Катя, не зевай,
Кто кукует – угадай.
Ребенок в центре круга стоит с закрытыми глазами. Он должен угадать по голосу, кто «куковал».
Пальчиковая гимнастика «Вороны»
Прилетели к нам вороны
Сели рядышком на клены
Стали громко каркать, спорить,
Стали дом из веток строить.
Труд на участке
Собрать сухие ветки на участке и «смастерить» из них гнездо для птиц.
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Задание «грачам – исследователям». Сравните две пары птиц. Какие сходства и различия вы можете выделить?
1 пара – скворец и воробей;
2 пара – грач и ворона (Ответы детей)
Воспитатель: Задание «скворцам-певцам»:
Кто как поет:
1. «Си- си- си! Ци-ци!»
2. «Гра-гра-гра!»
3. «Тви-тви-тви!»
4. «Чик-чирик!»
5. «Кар- кар!»
6. «Гаа-гаа, гаа-гаа!» (Ответы детей)
Воспитатель: Задание «Воронам- художникам»
Упражнение «Дорисуй птицу по точкам и узнай ее» (Ответы детей)
Воспитатель: Задание «воробьям – рассказчикам»
– Составить короткий рассказ на тему: «Птицы – наши друзья» (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня вы все были очень активными. Скажите, что вам понравилось на прогулке? С каким заданием труднее было справиться?
Литература
1. 500 народных загадок для детей / сост. В.А. Дынько. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» –1996.
3. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитания дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.

2022