Назина М.В., Дедова Т.В. Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности детей дошкольного возраста
Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Что же дает детям художественно-эстетическое воспитание? Понятие художественно-эстетическое воспитание выражается в сформированности в ребенке художественно-эстетического отношения к действительности и активации его творческой деятельности. Художественно-эстетическое воспитание делает человека благороднее, формирует нравственные чувства, украшает жизнь, развивает самосознание и самопонимание, воспитывает эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Эстетическое воспитание учит гармонизировать свою деятельность, себя, свое отношение к другим людям. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К.Д. Ушинский Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру. Художественно-эстетическое воспитание занимает значительное место в процессе формирования личности. Воспринимая красоту искусства и действительности, ребенок постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и художественных ценностях. В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей". Особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Дети ценят общение со взрослыми, которые обладают лучшими духовно-эстетическими качествами (особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека). Художественно-эстетическая деятельность является одним из самых любимых занятий в дошкольном возрасте. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость. Эти виды деятельности выполняют функцию положительно-эмоционального обогащения, вызывают эмоции радости, восторга, вдохновения, вытесняют тревожность, напряжение, чувство беспомощности. В Федеральных Государственных образовательных стандартах[4] художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей». Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание окружающего мира, свое отношение к нему[3]. Это помогает детям раскрыть их внутренний мир, особенности восприятия и представления, интересы и способности. Творческие способности мы формируем у детей поэтапно. На начальном этапе осуществляем накопление знаний и художественных впечатлений, приобретение умений и навыков, которые необходимы для самостоятельной художественной деятельности. И только на следующем этапе, становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств. Положительные эмоции усиливаются, если организовать практическое применение детских работ. В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Даже старшие дошкольники не могут самостоятельно принимать особенности колорита, композиции, правильно определять художественную ценность предметов, которые рассматриваются. Кроме того, знакомя детей с произведениями искусства, мы рассказываем об их истории, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Особое место в художественно-эстетическом развитии детей занимает знание родного края и родной культуры. В знаменитой сказке Антуана де Сент-Экзюпери есть эпизод, когда Маленький принц спрашивает у Цветка: «Где же Люди?». И цветок ответил: «У них нет корней, их носит ветром…» [2].. А что значит быть без корней? Это значит быть без основы, связывающей с национальными традициями, семейными узами, которые дают нравственно – ценностные ориентиры. Человек без знаний своих корней лишен возможности осмыслить свое место в жизни. Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д. Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Новый вид изобразительной деятельности дошкольников - рисование песком, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка, заполняя различные сосуды песком. Эта техника способствует развитию мелкой моторики у детей, позитивно влияет на общее самочувствие детей. Дети получают возможность рисовать разными выразительными материалами, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья. Этот особый инклюзивный подход помогает «особым» детям ощущать себя обычным ребенком, принимая искреннюю заботу и дружбу. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Эффективность обучения дошкольников, отмечал А.В.Запорожец, зависит от того насколько педагог сумеет правильно использовать детскую деятельность и придать ей эмоционально - познавательный характер. Большое значение имеет привлечение к процессу художественно-эстетического воспитания родителей. П. П. Блонский говорил: «Нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей» [1]. Вовлечение родителей в воспитание имеет закрепляющую роль. Интерес к творческим успехам детей является стимулятором дальнейшего развития. Стремление дошкольников к художественной деятельности формируется двумя путями: во-первых, когда родители сознательно влияют на возникновение интереса к прекрасному, на формирование у ребенка соответствующих умений и навыков, и, во-вторых, когда взрослые своим примером вдохновляют малыша, побуждают участвовать в совместной деятельности. Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. Список литературы: 1. Горшкова, Л. Воспитание детей совместными усилиями семьи и педагогов дополнительного образования. — Л. Горшкова // «Методист»: — № 8. — 2009. 36-38с. 2. А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Маленький принц. Фрунзе, 1982 3.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 4.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».