Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf
Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании. Все то, что окружает дошкольников, в будущем, будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.
В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «событийность», что связано, прежде всего, с ее результативностью в деле развития личности ребёнка. Сущность заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
Актуальность. Принцип «событийности» способствует интеграции образовательного процесса, формирует эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности. Позволяет систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира. Способствует повышению мотивации педагога к педагогической деятельности, а ребенка к обучению.
Цель. Принцип «событийности» развивает творческое отношение к собственной деятельности, дает возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения, способствует успешной социализации личности.
Известно, что ребенок лучше всего усваивает материал, если ему интересен сам объект изучения, а уж сделать интересным рисование или лепку не так уж и сложно. Помимо опыта работы с красками, пластилином или природным материалом дети получают знания о мире вокруг, развивают мелкую моторику пальцев, что благодатно влияет на развитие речи. Именно поэтому занятия по изодеятельности зачастую становятся основой для комплексных или интегрированных занятий с элементами ознакомления с природой, развития речи и ознакомления детей с окружающим миром.
Помимо этого, занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности помогают развивать фантазию и воображение детей, а также приучают их к аккуратности, прилежанию и усидчивости. Грамотно оформленные стенды с выставками детских работ радуют родителей малышей и позволяют детям почувствовать свою значимость.
При организации деятельности с воспитанниками опираюсь на комплексно-тематическое планирование, построенное с учетом интеграции образовательных областей. Свою работу осуществляю по принципу «от простого к сложному», которая носит гибкий, дифференцированный характер, включая элементы спонтанности и импровизации. Делаю упор на доступность и постепенность в соответствии возрастным особенностям детей, объем знаний должен быть невелик, а содержание понятным.
Чтобы сделать образовательную деятельность обогащающей, интересной и разнообразной, тщательно подбираю формы организации творческой деятельности. Выбор форм взаимодействия определяется в зависимости:
- от принципа руководства деятельностью (самостоятельная художественная деятельность детей или организованные занятия по изобразительной деятельности, музыке и др.);
- от способа объединения дошкольников (индивидуальный или подгрупповой);
- от вида деятельности (игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная, конструктивно-модельная).
Основой для совместной деятельности и самостоятельного творчества каждого ребенка, является развивающая предметно-пространственная среда. Чем доступнее и разнообразнее материал, тем больше проявляются детская фантазия и воображение. Дети свободны в выборе средств и способов деятельности. В нашей группе дети много и с удовольствием рисуют. В свободной деятельности они могут рисовать даже на большом листе бумаги, который находится на полу. Суть этого процесса — побуждать к выражению своих эмоций в творческом продукте.
Традиционно мы организуем познавательные прогулки по городу, по лесу; экскурсии в «Музей камня», библиотеку, на различные выставки с целью обогащение впечатлений и эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, поделиться своими впечатлениями с близкими; развивается созидательная активность и творчество.
Приведу пример из практики: перед занятием «Золотая осень» мы организовали экскурсию по парку. Дети наслаждались запахом осеннего леса. Рассматривали листья и траву, которые приобрели яркую окраску, и покрылись коричневыми крапинками. Слушали, как шуршит трава и дует слабый ветерок. И уже в процессе изобразительной деятельности дети смогли передать через разноцветную палитру в своих рисунках, поделках испытанные эмоции восхищения и удивления.
Для пробуждения эмоциональной отзывчивости при общения с изобразительным, литературным, и музыкальным искусством используем метод «оживления» детских эмоций. Нужно, чтобы у детей осталось яркое впечатление от общения с искусством. Данный метод способствует активизации и ранее пережитых эмоций. Рассматривание иллюстраций сочетаем с восприятием музыкальных произведений и чтением стихов. Затем предлагаем воспитанникам изобразить разноцветную осень, зимний пейзаж по настроению, так, как они хотят, находясь под впечатлением от активного восприятия. Детские рисунки дают педагогу информацию о сформированности изобразительных умений, о чувствах, эмоциях, которые вызваны темой. Эмоциональная насыщенность таких занятий высокая.
Интересный игровой приём «рисуем вместе» привлекает внимание и интерес детей к процессу рисованию. В этом помогают сказки Владимира Григорьевича Сутеева «Мышонок и карандаш», «Петух и краски». Мне удаётся занять партнёрскую позицию по отношению к воспитанникам. В процессе чтения я рисую, а дети угадывают, что из этого получается. Для детей это настоящее событие, ведь они воспринимают не только сюжет произведения или рассматривание иллюстраций, но и видят как «рождается» тот или иной герой. Дети видят и учатся правильно рисовать. Старшие дети сами с удовольствием рисуют сказки, вкладывая в процесс рисования свой накопленный опыт.
Родители воспитанников становятся активными участниками событий в жизни нашей группы. Родительские встречи или творческие мастерские это именно тот «ключик», когда родитель заинтересован в выполнении задания вместе с ребенком. Так же как и детей их нужно заинтересовать, а многих и научить. Например, была проведена родительская встреча, которая так и называлась «Рисуем вместе». Заранее родителям было предложено понаблюдать с детьми за красотой вечернего неба. По дороге в детский сад сравнить цвет неба и снега рано утром. В группе была проведена беседа по теме «Зима». Дети поделились своими наблюдениями, они обратили внимание на то, что снег может быть не только белым, а небо голубым или серым. Таким образом, воспитанники обогащали свой чувственный опыт при описании зимней погоды.
Во время совместной работы в творческой мастерской родители научились тонировать бумагу, рисовать по мокрому листу, смешивать краски. У каждой семьи было свое задание. Одни рисовали зимнее дерево, другие небо, снеговика и т.д. Дети с радостью помогали родителям в этом, даже подсказывали, что лучше нарисовать и какую краску взять. Свои впечатления дети отразили в выставке рисунков: небо было окрашено лазурным и розовым цветом, снег стал серебристым с оттенками голубого цвета. И как итог, у каждой семьи получился замечательный зимний пейзаж. Остались довольны и родители, и дети. Дети становятся первыми помощниками при оформлении выставок в группе. Опыт работы был опубликован в журнале «Дошкольное воспитание» №1 в 2015г.
Интересно и плодотворно прошла совместная деятельность на тему «Ёжик и его друзья» на основе интеграции художественного конструирования и театрализованной деятельности. Накануне дети побывали в мини-зоопарке, где узнали много интересного из жизни ежей. Вместе с родителями изготовили декорации и костюмы, разучили роли к театрализованной постановке. Во время проведения совместной деятельности дети и родители мастерили ежиков и была показана сказка «Ежик и его друзья». Дети отмечают, что заниматься вместе с мамами им интересней, т.к. мама всегда рядом и тоже может помочь.
Каждую осень с детьми и родителями мы ходим в походы. Играем в различные подвижные игры, наблюдаем за жизнью леса, собираем природный материал для совместного художественного конструирования. Затем в группе в непринужденной обстановке дети рассказывают о своих впечатлениях.
По отношению к воспитанникам мне всегда удается занять партнёрскую позицию, потому что во время проведения тех или иных образовательных событий дети становятся моими помощниками, а чаще всего - инициаторами. Я всегда могу задать им вопрос: «А ты как думаешь?», «Как лучше сделать?». И дети с радостью отвечают. В результате обогащается рефлексивный опыт воспитанников. Например, на этапе рефлексии в форме диалога могут быть заданы вопросы к детям: «Что сегодня тебе понравилось больше всего?», «Что для тебя показалось трудным?», «Что ты сделал, чтобы достичь цели (замысла)?», «Какие знания, личные качества тебе в этом пригодились?» и т.п.
Готовясь к показу сказки, концерту или выставке, воспитанники с удовольствием разучивают роли, помогают в оформлении пригласительных билетов и демонстрируют свои достижения не только родителям, но и сверстникам.
Вывод.Ценность таких событий заключается в том, что создается целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.
Также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность, инициативность, ответственность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.
В результате воспитательно-образовательной работы основанной на принципе событийности, воспитанники становятся активными участниками процесса на всех этапах события: от подготовки до его проведения.
Нам представляется, что разнообразные формы организации работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на основе событийности представляют значимость в условиях развития образовательных отношений педагога и ребёнка.
Список литературы
1.Степанчук З. А. Событийность образовательного процесса в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 140-143. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3130/2. Навстречу друг другу. М.Г. Дрезнина, М., 2007г
3. Искусство и дети. В.Н. Полунина.,Прсв.1982г.
4. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] /А.Д.Кошелева. - М., 1985.
Задачи.
изучение научной и методической литературы по данному вопросу;
создание эстетически развивающей среды на основе художественно-творческого комплекса ДОУ, обеспечивающей эмоционально-эстетическое поле проявления свободы творчества ребёнка;
создание специальной программы студии, интегрирующей различные виды художественно-творческой деятельности детей;
осуществление взаимосвязи содержания творческой деятельности детей в студии и в различных составляющих художественно-творческого комплекса ДОУ;
использование технологий, направленных на развитие воображения детей, познавательных действий и эмоционального освоения мира;
обеспечение целостного педагогического процесса развития творчества детей.