Актуальность: В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменилась форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем. Задачи: 1. Расширять представления детей о своей малой Родине. 2. Пополнять знания детей младшего дошкольного возраста о родном городе, его достопримечательностях, событиях прошлого и настоящего. 3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края. Перед тем как приступить к планированию работы, были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном крае. Исходя из данных был составлен перспективный план работы. Приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в истории города и России, не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. В своей работе мы опирались на знания и опыт детей, двигались от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего. Нельзя привить любовь к родной земле, не познакомив с растительным и животным миром нашей области. В группе собран богатый природный материал и гербарий, коллекция камней, ракушек. Дети знают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а также разнообразие мира птиц. Знакомим детей с животными, обитающими в нашей местности, которые занесены в Красную книгу. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми. С историей родного края, традициями и культурой мы продолжали знакомиться на непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. На занятии «Таганрог-промышленный и культурный центр юга страны» мы с детьми познакомились с достопримечательностями города. Большой интерес у детей вызвал материал о промышленных предприятиях нашего города. С героическим прошлым нашего города-героя мы знакомились, изучая материал «Таганрог- город воинской славы». В результате таких занятий возрастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Знания и представления о жизни и труде взрослых дети получают на таких занятиях как «Откуда хлеб пришел», «Профессии моих родителей». Это дает детям понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять любовь к труду. В группе создана предметно – развивающая среда патриотической направленности: - Оформлен патриотический уголок. В уголке патриотического воспитания находятся карта области, символика России, символика Ростовской области и города Таганрога, дидактические игры, материалы для ознакомления с родной страной. - Оформлены сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Моряки» ; - Подобрана методическая, художественная литература, через которую дети узнают о подвигах в годы ВОВ, о России, Российской армии и др. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях. Дети принимали участие в праздновании народных праздниках, дня города и в других событиях. они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отразили в рисовании, аппликации. Кроме этого для родителей были подготовлены рекомендации на тему: «Воспитание дошкольников – граждан России», «О днях воинской славы», «Патриотическое воспитание дошкольников», «Как организовать свой досуг». Результативность опыта: Результатом работы является то, что у детей расширились знания о родном городе, о достопримечательностях, истории и символах. Расширился словарный запас, стал эмоционально окрашен. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире. Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей, что способствует воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.