НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Аплеухина К.С. Место подвижной игры в процессе формирования навыков основных движений у детей разных возрастных групп

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Подвижная игра - это сложная, эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Кроме того, через подвижные игры ребенок познает окружающий мир, воспитывают нравственные и моральные качества как: смелость, честность, чувство товарищества, коллективизм. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных видов движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, перепрыгивание, ползанье, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Эти движения успешно усваиваются в подвижных играх. Но в то же время не может служить средством обучения дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений. О целесообразности обучения детей старшего дошкольного возраста основным видам движения на этапе их совершенствования свидетельствует исследования М.В. Потехина. О развитии навыков основных движений в подвижных играх у детей младшего дошкольного возраста сообщает Н.В. Полтавцева и Е.А.Тимофеева.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствует значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. В подвижных играх совершенствуются эстетическое восприятие мира. Подвижная игра готовит детей к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают их и убирают.
Подвижные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.
Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными взрослым или играющими), направленными на определение различных - трудностей на пути к достижению поставленной цели. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках основных движений, закрепление их, совершенствование, и формирование новых качеств личности ребенка.

Библиографический список

1.       Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г.
2.       Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду».: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2003г.
3.       Степаненкова Э.Я. «Методика физического воспитания». – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника». 2005г.
4.       Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду». – М.: Мозаика - Синтез, 2005г.
5.       Фомин Н.А., Фомин В.Е. «Возрастные основы физического воспитания». – М.: Физиология и спорт. 2008г.
2019