Дошкольный возраст – период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм – важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мы, педагоги должны способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учить ценить мир. Наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе с детьми по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из художественных произведений.
Как пробудить в ребенке интерес к прошлому и развить положительные чувства к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности. Любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. Начиная с детского возраста, прививались качества будущего защитника, патриота своей Родины. Проблема воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит всё острее. Педагогические проблемы воспитания превращаются порой в общенациональную трагедию. Очень актуально звучат сегодня слова К.Д. Ушинского: «Наше призвание – сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет» [1].
Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей [2].
В своей деятельности вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения педагоги нашего детского сада решают комплексно и системно. У педагогов, родителей общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело” [3].
Система патриотического воспитания в детском саду строится с учётом возраста воспитанников, учитывая степень подготовленности их к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Стараемся привлечь к активному участию в различных мероприятиях всех участников образовательного процесса. Стремимся создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. При этом основной задачей выступает – добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Для себя мы определили одну из важнейших задач воспитания дошкольников – способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности дошкольников, воспитанию у них активной жизненной позиции.
Создаем условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах деятельности.
Мощным средством воспитания дошкольников, на наш взгляд, является художественная литература. Совместно с детской библиотекой района проводятся беседы и непосредственное чтение книг о войне. Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека, т.к. авторы книг сумели передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем торжественных и героических лет. Воспитанники узнают, что в эту Победу внесли огромный вклад сверстники – дети, которые наравне с взрослыми воевали и погибали на фронтах, в партизанских отрядах, трудились в тылу. Ведётся работа с детьми по разучиванию стихотворений на военную тематику. В работе с детьми, на каждом возрастном этапе внедряется музейная технология. В группах организованы мини–музеи «Боевой славы», где собран литературный, исторический материал о ВОВ, о наших воинах, защитниках нашего Отечества, о детях-героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, детские книги о ВОВ. Под музейной работой мы понимаем не только сбор материалов, а встречи с интересными людьми, ветеранами войны и тыла, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Через мини-музеи были реализованы такие темы: «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Главный город страны», «Города – герои», «Великие полководцы Победы», «Знаменательные места города», «Дети-герои». Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Чтобы увидеть результаты своей работы необходимо превратить детей из пассивных зрителей и наблюдателей в активных участников, для этого воспитанники проводят экскурсии своим сверстникам. Это важно для того, чтобы дети чувствовали себя сопричастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. В процессе работы детям интересно узнавать историю своей семьи, какими были их предки, чем увлекались, где трудились и воевали. В рамках музейной педагогики проводятся виртуальные экскурсии с использованием информационно-коммуникационных технологий, ведь не все события Великой Отечественной войны можно передать на словах и увидеть воочию: «Как всё начиналось», «Путешествия по городам-героям России». Совместно с детьми и родителями посещали городской музей, где специально для детей было организованы мероприятия, эти встречи положительно повлияли на эмоциональную сторону воспитанников.
Традиционной уже формой работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду стали мероприятие с участием родителей, педагогов и детей – военно-патриотическая игра «Искорка». Педагоги вместе с воспитанниками проходили все этапы игры по заданному маршруту. На пути участников игры встречались непростые испытания – «Доставь секретный пакет в штаб», «Разминируй поле», «Собери слово Победа» и другие. Данное мероприятие воспитывает уважение к людям военной профессии и вызывает желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу, воспитывает командный дух и сплоченность детского коллектива. Совместно с родителями был проведен праздник «Папа – гордость моя!». Нам было важно показать детям, что папы служили в армии, были доблестными солдатами, честно выполняли свой воинский долг перед Родиной. Активное привлечение семей к патриотическому воспитанию воспитанников позволило закрепить у детей представление об общественном долге перед Родиной, чувство гордости за своих родителей, за Российскую армию, вызвать у детей желания быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. Родители совместно с детьми рассматривали фотографии из семейных альбомов, знакомили детей с боевыми страницами жизни прадедушек, прабабушек. Пожелтевшие фотографии хранят изображения людей защитивших нас от врага. Родители обращали внимание, какими они были мужественными, храбрыми. Затем дети рассказывали об этом своим сверстникам. В ходе работы закрепляется навык составления рассказа об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны, формировался интерес к истории своей страны, своей семьи, формировалось уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла. В результате проделанной работы была оформлена «Стена славы». Постоянно разрабатываем различные мероприятия и привлекаем ветеранов войны и труда к работе с детьми, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.
С большим интересом провели акцию «Моя семья в Великой Отечественной войне», на которую были приглашены ветераны войны, труженики тыла. Услышать очевидцев тех далеких времен очень интересно, поэтому ребята с замиранием сердца слушали рассказы о земляках. Дети были активными участниками акций: «Шаг навстречу» - посвященная Дню пожилого человека, «Новогоднее чудо» поздравления и вручение подарков от Деда Мороза и Снегурочки детям из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Акция «Весенняя неделя добра», (сопровождалась чтением рассказов, исполнением песен, показом слайдов). Акция «Милосердие» по оказанию помощи ветеранам войны. Акция «Георгиевская ленточка» совместно с педагогами и родителями воспитанников, исполнение песен о Великой Отечественной войне на улицах города, вручение георгиевской ленточки жителям города.
Работа по военно-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Это и участие в конкурсе рисунков и поделок “Милосердие на поле брани”, это и компьютерная презентация “Их именами гордится страна”. Особое внимание в работе с детьми уделяем воспитанию толерантности – умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Большую роль, в воспитании патриота, гражданина своей родины является экскурсионная работа: посещение музеев, выставок, спектаклей. Экскурсии способствуют воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, заставляют более глубоко интересоваться национальной культурой, историческим прошлым, способствуют сохранению традиций и обычаев своего народа.
Мы пришли к выводу: наш детский сад – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. У дошкольников зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки.
Таким образом, роль гражданско-патриотического воспитания в работе с детьми в современных условиях объективно является и признана государством ключевой. Более того, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.
Следовательно, педагоги и родители являются тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным (пусть порой незаметным) трудом по их воспитанию вносит свой неоспоримо важный вклад в мировоззрение воспитанников.
В заключении хочется сказать, что работа педагога – это кропотливый труд, это не просто организация и проведение отдельных мероприятий, а организованная полноценная жизнь вместе с детьми и в детском саду, и дома, и в социуме, поддержка их в трудную минуту. И когда дети говорят: очень хочется в детский сад – это уже результат. Мы стараемся воспитывать личность, формировать человека, способного к продуктивной творческой деятельности, способного любить свою Родину, сопереживать происходящему и обладать чувством ответственности за будущее. Выбранные нами виды работы помогают реализовать направления, обозначенные в воспитательной программе детского сада.
В перспективе мы планируем продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям воспитанников. Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого педагога к воспитанию подрастающего поколения – граждан России.
Литература
1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.2. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский; пер. с укр. Н. Дангуловой. – 3-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 335 с.
3. Н. В. Алешина, Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. - М.: Перспектива, 2011. - 310 c.
ira.timchenko.1963@mail.ru, 89081944539
kataeva.oksanka@mail.ru, 89515019184