Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Гусейнова Т.В., Глазкова И.И. Теоретические предпосылки становления этики делового общения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf

 Этические предпосылки науки "деловое общение" складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. История этической мысли разнообразна и противоречива. Ее противоположные взгляды, отражающие борьбу философских учений были представлены в истории этики общения различных школ и направлений. Здесь рассмотрены учения по предложенной проблематике, при этом старались учесть все ценное, рациональное, что было достигнуто в данной области на основе анализа учений наиболее ярких представителей античности, средневековья и нового времени.
 Конфуций (551—479 до н.э.) Главное место в отношениях между людьми Конфуций отводит человеколюбию. Называя лицемерие врагом добродетели, Конфуций призывает в общении с людьми, соблюдать меру: проявлять строгость без жестокости, а компромисс без лицемерия. Также Конфуций обращал свое внимание на нравственные качества человека, такие, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок в обществе[5]. Концепция компромисса, предложенная Конфуцием, - это один из источников современной теории компромисса в деловых отношениях
Древнегреческий философ Сократ (469—339 до н.э.) обосно­вал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой, рассмат­ривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека [9].
Ученик Сократа Платон (427—347 до н.э.) считал, что обще­ние между людьми должно строиться на справедливости, рассудительности, благочестие, соблю­дение нравственных норм. Он размышлял о способах ведения беседы, диалогах разных собе­седников, именно в диалогах Платона впервые рождается диалектическое искусство общения. Также он показал зависимость мышления лю­дей от характера и содержания их общения Заслуживают внимания взгляды Платона на осознанные и неосознанные мотивы поведения людей что актуально и в настоящее время.[9]
 На многие свойства личности указывал Аристотель (384—322 до н.э.). Он рассматривал человеческие способности как функции души, рассуждал о чертах характера человека, о его поведении и деятельности. Самообладание, умеренность, скромность, мужество, благоразумие - вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руководствуется знающий и мудрый человек в общении с другими людьми. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки[9].
Своей актуальности учение о добродетелях не потеряло и в наши дни.
 Философ Нового времени голландец Бенедикт Спиноза (1632—1677) подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в так называемых аффектах. Это - любовь, сострадание, гнев, радость, ненависть, ревность, побуж­дение к чему-либо и т.д. Все это актуально и в наши время. Английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и интересы людей определяют характер общения между ними [11].
 Эти идеи получили обоснование в работах фран­цузских мыслителей XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723—1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). На обусловленность морали людей их жизненным опытом, указывал Вольтер (1694—1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества. Актуальны высказывания и Жана Жака Руссо (1712—1778) о роли чувств и естественных инстинктов человека в его поведении. Этой же проблемой занимался немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804). Следование долгу в деловых отношениях у Канта приобретает более жесткий характер. Кант исключает использование одним человеком другого в качестве средства для достижения каких-либо целей.[11] Эти положения Канта представляются важными для цивилизованного российского бизнеса и предпринимательства, который в общении с деловыми партнерами стремится все больше ориентироваться на принцип "честь превыше прибыли".
Французский мыслитель Габриель Тард (1843—1904) называл науку о функционировании общества "простой социальной пси­хологией" [11].
Г. Тард исходил из того, что в основе деятельно­сти лежит настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия одни подражают другим. Тард рассматривает подражание как усвоение и повторение людьми нового, что появляется в сфере об­щественной жизни.
Подражание представлено как проявление межличностного общения. Тард пишет о подражании осознанном и неосознанном. По­следнее проявляется, например, в "подражательном внушении" и в "инстинктивной подражательности социального человека". Он постоянно подчеркивает, что "подражание есть явление со­циальное". Следует признать наличие элементов подражания как фактор психологической стороны общения и взаимодействия людей [12]. Для понимания сто­роны межличностного общения представлены работы амери­канских представителей психологического направления в социо­логии Л. Уорда и Ф.Г. Гиддингса.
 Лестер Уорд (1841—1913) в своих трудах "Динамическая социология", "Психические факторы цивилизации", "Очерки социоло­гии" раскрывает психологические причины деятельности и поведения людей. Он размышляет о том, что "социальные силы - суть силы психологические и заключаются в умственной при­роде индивидуальных членов общества [13, c 135].
По его мнению, изна­чальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как "всепроникающий и весь мир оживляющий принцип... пульс природы, главная причина всякой деятельности"[13, c 90].
Уорд выделяет различные желания, связанные с удовлетворением потребностей лю­дей в пище, тепле, и т.п. Затем форми­руются другие желания, связанные с творческой деятельностью, свободой а также мораль­ные, эстетические и религиозные. Желания людей порождают их волю, которую Уорд называет "динамическим двигателем общест­ва" [13, c 13].
Желания и воля выступают, по Уорду, как основные психические факторы цивилизации. Иногда они проявляются стихийно, непроизвольно, и лишь потом осмысливают свои поступки. Уорд пытался решать и такие проблемы психологии деятельности и поведения людей, как "социальное сознание" и "социальная воля", "интуитивное восприятие" и "интуитивный разум", "экономия природы и экономия духа" и т.д. [14].
Все это имеет значение для анализа психологических эле­ментов деятельности и общения людей.
Франклин Генри Гиддингс (1855—1931) также обосновывает решающее значение психиче­ских факторов во взаимодействии людей и в развитии общества. Этому посвящены его работы "Основания социологии", "Эле­менты устройства общества" и др. Он характеризует об­щество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода" [4, c 1]. Умственные и нравственные элементы общества, соединяясь в различных соче­таниях, образуют так называемое общее чувство, общее желание, нравственное чувство, общественное мнение и общую волю об­щества" [4, c 158].
 Все это Гиддингс называет "социальным разумом", формирующимся в результате взаимодействия "индивидуальных разумов".[13,c160] Представляет теоретический и практический интерес реше­ние Гиддингсом проблемы взаимодействия личного и форми­рующегося в рамках ассоциаций группового сознания, в том числе влияния группового сознания - коллективных эмоций, воли и т.д. — на сознание личности[13,c445]
Обращает на себя внимание и его анализ "психических отно­шений"[13, c 447] людей, основанных на их взаимопониманиях, интересах, симпатииях, желаниях и воле. Проблема которую поднимает Гиддингс актуальна по сей день. Многие из высказанных им положений могут способствовать осмыслению сегодняшних проблем общения и взаимодействия людей.
Деятельность и общения людей по-своему анализировал итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848—1923). Социальные действия людей он делил на логиче­ские и нелогические. Первые -осознаны и логически обоснованы людьми, вторые — неосознанны, ин­стинктивны, спонтанны. По мнению Парето, неосознанные действия более естественны и присущи людям.Их действия обусловлены психическими состояниями, кото­рые определяют характер их общения между собой. Так же, как Тард и Уорд, он пытался решать проблему законов разви­тия общества, и видел это решение в психологическом содержании дей­ствий людей. "Человеческие действия, — утверждает Парето, — имеют закономерный характер и потому мы можем делать их предметом научного исследования" [10, c 1].
Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер разви­тия всех сфер общественной жизни. Исходя из этого, Парето делает вывод, что "чистая экономия должна найти законы явле­ний, которые могли бы применяться к обществу, где господству­ет частная собственность, так и к обществу с коллективной соб­ственностью... она должна дать нам возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме обществен­ного устройства" [10].
Представители психологического направления в социологии обосновали основные положения, которые касаются психической стороны деятельности людей, их межличностных отношений и развития общества.
Свой вклад в решение этих проблем внесли также немецкие мыслители Г. Штейнталь, М. Лацарус и Вундт. Хейман Штейнталь (1823-1899) и Мориц Лацарус (1824-1903) опубликовали свои труды в основанном ими журнале "Психология народов и языкознание". В своих работах, в статьях "Вводные рассуждения о психологии народов", "Мысли о народной психологии" они указывали, что существует так называемый "дух народа". В статье "Мысли о народной психологии", переведенной на русский язык, они пишут, что у каждого народа имеется "свой особый склад мыслей и чувств, своя духовная физиономия, называемая "народностью". [6, c 1].
В связи с этим "задача народной психологии" заключается в том, чтобы "познать дух народа, как познала индивидуальная психология дух индивидуума а также открыть законы человеческого духа"[6,c2].
 Любой человек, отмечали они, испытывает влияние общества, в котором он живет и в связи с этим влияние "опыта протекших столетий и тысячелетий" и "вполне зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле"[6, c 5].
Проявляясь в духовном мире, дух народа формирует их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю, — таков вывод, вытекающий из концепции, развиваемой Штейнталем и Лацарусом.Сама проблема влияния ду­ховности народа на духовный мир людей, как и в целом проблема взаимодействия духовной жизни личности и общества, актуальна в настоящее время. Че­ловек вы­ступает как носитель духовности своего народа, выражает национальное самосознание. Необходимость глубокого осмысления данной проблемы определяет актуальность работ этих мыслителей. Свое обоснование этой проблемы предложил Вильгельм Вундт (1832—1920). Он критически подошел к учению Лацаруса и Штейнталя, которые, по его мнению, противопоставляли психологию народов как надиндивидуальную духовную субстан­цию индивидуальной психологии. По Вундту, "душа народа всегда состоит из единичных душ"[1, c14] и представляет собой "совокупное содержание душевных переживаний" людей, при­надлежащих к тому или иному народу и связанных между собой постоянным "взаимодействием и взаимоотношением" [1, с 21].
При этом формирующийся "общий дух" народа есть "нечто неизме­римо большее, чем сумма индивидов", через сознание которых он проявляется [2,c21].
К основным проблемам психологии народов Вундт относит исследования языка, мифов и обычаев. Он пишет, что эти три области духовной жизни отличаются общезначимым характером выраженных в них духовных процессов [1, c 26] и более полно пред­ставляют "общий дух" и психический склад тех или иных наро­дов. Вундт считал, что "язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творческого народного духа, но самый этот дух народа" [1, c 35]. При этом он указывал, что общий народный дух проявляется прежде всего в национальном само­сознании, ибо "нация является важнейшим из тех концентриче­ских кругов, в которых может развиваться совместная духовная жизнь." [1, c 27] Взгляды Вундта на сущность и проявления "народного духа" и его роли в жизни общества, изложенные в его трудах, итогом которых была его десятитомная "Психология народов", способствуют пониманию многих сегодняшних про­блем, в том числе касающихся сути и роли национального само­сознания в деятельности людей, их поведении и общении между собой. Не меньшее значение имеют сегодня и его взгляды на сущность и значение морали в решении проблем взаимоотношений личности и общества и межличностных отношений. Решение моральных проблем Вундт органически связывает с решением проблем индивидуальной и общественной психологии, в том числе психологии народов. Он рассматривает этику как науку о нормах поведения людей. При этом он исходит из того, что появлению той или иной социальной нормы, в том числе нравст­венной, предшествует психологическое восприятие того или иного социального факта, его оценка с точки зрения полезности для человека, для жизни общества. Поскольку данный процесс со­циально обусловлен, постольку он, по мнению Вундта, выступа­ет как социально-психологический, порождающий общие пережи­вания, восприятия и представления взаимодействующих между собой людей.
В основе оценки социальных фактов лежит, по Вундту, чело­веческая воля. Он исходил из того, что направленность воли людей определяется субъективными и объективными обстоятельствами жизни. Под субъективными обстоятельствами он понимал внутренний мир человека, а под объективными — те обстоятельства, которые "исходят из явлений, данных в обществе и истории" [3].
 В своей работе "Принципы нравственности" Вундт характе­ризует нравственную волю как "субстанциональную силу", проявляющуюся как желание на достижение же­лаемого результата. Воля индивиду­альна, однако, может "принадлежать общей воле", поскольку существует общая направленность воли многих людей. По Вундту, нравственная воля лю­дей должна быть направлена на "общественное благосостояние и прогресс". Следует по достоинству оценить труды этого мыслителя, способствующие глубокому пониманию многих современных проблем, касающихся психического склада больших социальных групп и национальных общностей, взаимодействия обществен­ного и индивидуального сознания, психологии и этики меж­личностного общения.
 Этому в определенной степени способствуют и работы тео­ретиков, исследовавших так называемую психологию масс. Этой проблемы касался Г. Тард в ряде своих работ, в том числе и на­званных выше. В них он дал характеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происхо­дит на сознательном и подсознательном уровнях.
 Подробное обоснование психологии содержится в работах Густава Лебона (1841—1931). В своем фундаментальном труде " Психология народов и масс" он рассматривает сознание "толпы", ее психологические свойства. Он пишет, что "эра толпы" наступает "в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, ко­гда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утвер­ждаются элементы другой" [7, c 153].
 По Лебону, психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. "Сознательная личность исчезает", чувства и мысли лю­дей "принимают одно и то же направление", "Образуется кол­лективная душа, имеющая временный характер, но представ­ляющая очень определенные черты" [7, c 162-163].
Далее Лебон характеризу­ет эти черты, указывает на импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждении и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитар­ность и консервативность толпы и т.д [7].
Исследования психологии масс, дают немало для понимания психологии меж­личностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью массовых собраний, испытывает на себе их влияние, становиться их уча­стником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.
Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, исследованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла (1871—1938). Он доказывал, что "психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов". Она должна быть "положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления [8, c 11].
Изначальной причиной и по­будительной силой социального поведения людей он считал их врожденные инстинкты. Размышляя о их природе и роли, он ссылается на работы В. Вундта, который применял термин "инстинкт" к "прочно сложившимся приобретенным навыкам" и к "врожденным специфическим склонностям", а также на работы У. Джеймса, который отводил инстинктам " руководя­щую роль в определении человеческого поведения и душевных процессов [8, с 17].
Мак-Даугалл определял инстинкт как "наследственное или врожденное психо-физическое предрасположение, которое на­деляет того, кто им обладает, способностью воспринимать из­вестные объекты, обращать на них внимание, испытывать осо­бое чувственное возбуждение при восприятии таких объектов и производить соответственные особые акты или, по крайней ме­ре, испытывать импульс к ним" [8, c 21].
Указывается на познаватель­ную, аффективную и волевую стороны инстинкта. Поясняется это так: "Каждый инстинктивный акт заключает в себе сознание существования какого-нибудь объекта, эмоциональное отноше­ние к последнему и стремление к нему или уклонение от этого объекта" [8, c 19].
Утверждается, что "инстинкты являются первыми двигателя­ми человеческой деятельности" и что "инстинктивные импуль­сы определяют цель всякой деятельности" [8, c 31-32]. Подробно характе­ризуется взаимосвязь некоторых "основных инстинктов" и "первичных эмоций человека", в том числе: инстинкта бегства от опасности и эмоции страха; инстинкта любопытства и эмо­ции удивления; инстинкта драчливости и эмоции гнева; ин­стинкта самоуничижения и эмоции покорности; родительского инстинкта и эмоции нежности и т.д [8, c 36-60].
 Подробный анализ роли инстинктов (затем называл их склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили внимание и другие мыслители. Многие из них стали изучать инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их пове­дении и межличностном общении. Речь идет главным образом о психоанализе Зигмунда Фрейда и его последователей.
 Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют от­ношение к проблеме межличностного общения, в том числе и этики делового общения. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.
Литература
1. Вундт,В. Проблемы психологии народов[Текст]:— М., 1912.
2. Вундт,В. Индивидуум и общество. — СПб., 1896. — С. 21
3. Вундт,В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб., 1887 - С. 19.
4. Гиддингс,Ф Г Основания социологии[Текст ]: — Киев-Харьков, 1898.
5. Конфуций.Суждения и беседы[Текст ]:
6. Лацарус и Г. Штейнтал[Текст ]: Мысли о народной психологии. 1905
7. Лебон, Г. Психология народов и масс. — СПб., 1896.
8. Мак-Даугалл, У.[ Текст ]: Основные проблемы социальной психологии
9. Платон. Соб. соч. в 4 т. Т. 1. – М., 1990. Диалоги «Алкивиад 1», «Протагор»
10. Парето, В. Чистая экономия [Текст ]: – Воронеж, 1912
11. Тард, Г Социальная логика. —СПб., 1901
12. Тард, Г. Законы подражания. – СПб., 1892
13. Уорд, Л. Очерки социологии. [ Текст ]: — М., 1901.14. Уорд, Л. Психические факторы цивилизации. — СПб, 1897. — Гл. IX "Философия желаний"
2018